Политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор телеграмм-канала «Мир как конфликт», эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о заявлении Макрона о необходимости возобновления прямого диалога Европы с Россией.Президент Франции Эмманюэль Макрон заявил о необходимости возобновления прямого диалога Европы с президентом России Владимиром Путиным. Это заявление, сделанное 19 декабря после сложного саммита ЕС, выглядит попыткой Парижа вернуть себе роль ключевого игрока в условиях, когда переговорный процесс по Украине ускоряется без активного европейского участия.
Макрон выступил в Брюсселе, подчеркнув, что диалог с Москвой необходим для защиты европейских интереов. Он отметил, что если текущие усилия по установлению мира окажутся неудачными, Европе придется «в ближайшие недели найти способы для полноценного диалога с Россией».
«Я думаю, что снова будет полезно поговорить с Владимиром Путиным», — заявил президент Франции. По его мнению, европейцам и украинцам следует вместе найти формат для такого общения, чтобы не оказаться в роли пассивных наблюдателей, чьи переговорщики будут отдельно говорить с Москвой.
Администрация Макрона уже заявила, что планирует определить оптимальный формат для восстановления диалога «в ближайшие дни».
Основной мотив, который движет Макроном, — страх быть отстраненными от процесса, который решит судьбу континента. The Irish Times пишет о желании ЕС избежать участи «статиста» в переговорах между США, Россией и Украиной. Существует озабоченность, что Вашингтон и Москва могут договориться, оказав давление на Киев, и Европе придется принять уже готовые условия.
Кроме того, Макрон, долгое время бывший одним из последних европейских лидеров, говоривших с Путиным, пытается вернуть Франции статус независимой дипломатической силы. Эксперты отмечают его желание быть в центре внимания и выглядеть государственным деятелем мирового масштаба.
Также эту инициативу можно увязать с крайне низкой популярностью Макрона внутри Франции (рейтинг около 11%). В такой ситуации внешнеполитическая активность может быть попыткой переломить внутренний нарратив.
Россия отреагировала сдержанно, но позитивно. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил, что Путин готов к диалогу, если есть «встречная политическая воля».
Инициатива Эмманюэля Макрона — это не столько жест миролюбия, сколько прагматичная попытка Франции и Европы в целом адаптироваться к стремительно меняющейся геополитической обстановке. На фоне успехов России на фронте и растущей усталости от конфликта в западных обществах, диалог, каким бы сложным он ни был, начинает восприниматься как неизбежная часть поиска выхода из кризиса.
Печать