Доктор политических наук, профессор Государственного университета управления
Виктор Титов – о торжестве «культуры отмены» и «культуры раскаяния» как знаковых политических и психологических тенденциях уходящего 2024 года.
Итак, начинаем подводить итоги уходящего 2024 года – культурные, психологические и, разумеется, политические. О главных исторически значимых событиях и тенденциях – разговор впереди. Сегодня же мне бы хотелось затронуть пару, на первый взгляд, «неочевидных» (если можно так их назвать) политико-психологических тенденций. Первый тренд, который заслуживает особого упоминания, – это политический триумф пресловутой «культуры отмены». Чемпион мира здесь – безусловно, Дональд Трамп, который (еще не переступив порог Белого дома в качестве 47-го президента США) уже отменяет… нет, не указы Байдена, а свои собственные обещания. Так, например, дезавуировано одно из главных его внешнеполитических обещаний – за одни сутки остановить кровопролитие на Украине. Теперь выяснилось, что там, на Украине, «всё сложно», и Трамп не уверен, получится ли у него вообще что-нибудь…
Не отстает от Трампа и пока еще действующий президент США Джозеф Байден, который сначала «отменил» свое участие в президентских выборах, а затем – столь же беззастенчиво «отменил» американское правосудие, помиловав собственного сына Хантера. Реджеп Эрдоган и Биньямин Нетаньяху тоже не остались в стороне от тренда, на пару (и естественно, не напрямую, а через своих прокси-террористов) де-факто «отменив» сирийскую государственность. Эммануэль Макрон «обнулил» результаты выборов в Национальное собрание Франции, ввергнув свою страну в перманентный правительственный кризис. А новый британский премьер Кир Стармер пока в числе отстающих: он отменил… нет, не британскую монархию, а пока «всего лишь» запрет наносить удары ракетами Storm Shadow по территории России…
В-общем, «царь я, или не царь»?! Я дал слово, я взял слово обратно»… Жестокая политическая реальность, в которой торжествует идеология крайнего, неприкрытого цинизма (простите, прагматизма) и психология конъюнктурщиков…
Но, надо заметить, что параллельно с западной «культурой» (точнее, антикультурой) этой самой «отмены» мы все стали свидетелями, как в России живет и побеждает принципиально иной тренд – «культура раскаяния». Собственно, весь январь уходящего года прошел у нас именно под знаком коллективного не то «раскаяния», не то «покаяния»: мы увидели слёзы Насти Ивлеевой, извинения Димы Билана и публичные философствования Киркорова про «не ту дверь». Потом настал черед извиняться Елене Блиновской и ее мужу, который отправился «добровольцем» на СВО.
Кстати, весьма характерно, что столь же деятельно «раскаялись» и многие представители российской политической и чиновничьей элиты. Так, бывший глава Кировского района Ленинградской области Андрей Шорников уже отбыл на спецоперацию, а экс-мэр Сочи Алексей Копайгородский заранее, сразу после ареста и еще до всякого решения суда, также выразил готовность искупить вину в зоне СВО.
Разумеется, глядя на всё это незамутненным идеалистическим взглядом, можно ненароком подумать, что наручники выступают эдаким универсальным «триггером» чиновничьего патриотизма (вкупе с «духовным самоочищением», разумеется). Но, скорее всего, мы имеем дело с принципиально иным психологическим феноменом. Суть его в том, что (как мне кажется) среднестатистическому российскому чиновнику – не привыкать симулировать «раскаяние» и вымаливать прощение у начальства, работа у него такая…
В общем, уходящий 2024-й год был полон неожиданностей… и переполнен ожидаемыми политическим и психологическими сюжетами. «Отмена», «покаяние», «коллективная вина», показное самобичевание – всё это, безусловно, признаки того, что мы с вами живем, если не в эпоху тотальной социально-политической деградации, то уж точно, в условиях очевидного доминирования инволюционного морального тренда. Тенденции, когда вопиющая политическая безответственность и публичная имитация раскаяния являются, увы, фирменным знаком «новой нормальности».
Печать