Политтехнолог, руководитель «Дубравский Консалтинг» Павел Дубравский – о правилах и исключениях в истории президентских выборов в США. После исламской революции в Иране 1979 года, американское посольство и 53 сотрудника были взяты в заложники. Президентом тогда был Джимми Картер, который на протяжении года пытался решить этот кризис. У него не получилось, но всего за месяц до ноябрьских выборов 1980, в СМИ появилась информация о возможных успешных переговорах с иранским режимом. Кампания оппонента Картера в лице Рональда Рейгана подогревала эти слухи и сделала эту повестку одной из главных на выборах. Под давлением журналистов и общественности, Картер признал, что освобождение заложников возможно только после выборов. Картер эти выборы проиграл.
Политконсультант Рейгана Уильям Кейси назвал всё произошедшее «октябрьским сюрпризом» — неожиданным событием, которое меняет или сильно влияет на итоги выборов президента США. Есть мнение, что это был первый сюрприз в истории американских выборов, но это не так.
Первый октябрьский сюрприз произошёл в 1840 году, когда федеральные прокуроры объявили о намерении обвинить руководителей партии вигов в «самом ужасном мошенничестве». Они платили жителям Пенсильвании, чтобы те в Нью-Йорке голосовали за кандидатов от вигов на выборах штата в 1838 году. Прокуроры были из партии идущего на переизбраниие Мартина Ван Бюрена и ждали до середины октября, чтобы объявить в СМИ о старте дела против вигов. Это не помогло и Ван Бюрен проиграл эти выборы.
Наиболее яркий пример — выборы 2016 года. Там было сразу два «подарочка». Первый — слитая запись разговора Трампа про grab them by the pussy о женщинах и его отношении к ним. Второе — решение директора ФБР Джеймса Коми пересмотреть скандал Хиллари Клинтон и нарушений, связанных с использованием личной почты для документов государственной важности.
Чаще всего, октябрьские сюрпризы меняют расклад избирательной кампании, но бывают исключения. В 2020 году историю с ноутбуком Хантера Байдена замяли все мейнстримные СМИ, социальные сети зачищали любое упоминание этой истории. На нем сын президента выглядел нелицеприятно, нарушал закон и дал подозрения в адрес отца Джозефа Байдена из-за его связей с Китаем. Позже информация про Байдена младшего подтвердилась, как в СМИ, так и в судах. Для 79% американцев эта история стала бы причиной голосовать за Трампа, но не стала.
На этих выборах к октябрьским сюрпризам потенциально относят:
— скандал мужа Харрис с обвинениями в насилии относительно бывшей девушки;
— потенциал глобальной войны из-за конфликта на Ближнем Востоке;
— крупнейшая за 50 лет забастовка, которая парализовала 36 портов и половину морских перевозок.
Мне кажется, что эти вещи слабо повлияют на выборы по нескольким причинам. Во-первых, мейнстримные медиа в США явно тяготеют к Демократической партии, и не будут писать про личные скандалы Камалы Харрис постоянно, максимум, упомянут. Это не Трамп. Во-вторых, любые скандалы по международной политике не бьются с ролью вице-президента Харрис, это вина и ответственность администрации Байдена, его лично, но никак не ее.
Печать