Телеграм-канал «Новости Ирана и Ливана» опубликовал обзор публикаций в издании The Times о потенциале БРИКС. Изначально БРИК — союз России, Бразилии, Индии и Китая — был интригующей группировкой, не более. Внезапно он становится мощной осью, включающей ЮАР, Египет, Саудовскую Аравию, Эфиопию, Иран и ОАЭ. На подходе ещё больше приглашений, включая члена НАТО Турцию. В БРИКС++ будут входить страны ОПЕК, как минимум три ядерные державы, некоторые члены ВТО, — констатирует британская The Times.
Сложившуюся ситуацию прокомментировал руководитель проектов ЭИСИ, доцент кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов. Действительно, в момент создания БРИКС на Западе было достаточно скептическое отношение к перспективам этой международной организации. Это скептическое отношение было связано с бытовавшим в западных государствах мнением, что эти страны ничто не объединяет, не считая размеров и масштабов экономик, они очень разные. И США, поднаторевшие в манипуляциях и стравливании тех или иных государств, формировании конфликтов (по сути они управляли миром, в том числе, при помощи этой методы, как это делали британцы в XIX веке), решили, что справятся с ситуацией, легко рассорив страны объединения.
Сейчас мы видим, что ситуация принципиально иная. Страны БРИКС, несмотря на то, что это неформальный союз, все более и более интенсивно взаимодействует внутри организации. И постепенно формируется единая платформа для мирового большинства, в авангарде которого стоят страны БРИКС. Это приводит к тому, что все большее количество государств хотят вступить в этот союз, в том числе и члены НАТО - Турция заявляет о своем желании вступить в БРИКС.
Это не означает страшный военный союз. Военный союз у американцев. Это означает объединение разных стран на основе справедливого миропорядка без диктата той или иной страны, на взаимном учете интересов. Именно это опасно для Соединенных Штатов. Не военная мощь, не гипотетический антиамериканский военный союз, которого не существует, а то, что все более привлекательной становится платформа, объединяющая страны, которые стремятся к суверенитету и защите своих интересов.
Тут надо подчеркнуть, что у любой силы есть базис – это экономика. И США прежде всего экономическая держава, а во-вторых военно-политическая. Американцы прекрасно понимают, что БРИКС – объединение, которое в настоящее время опережает большую семерку по экономическую потенциалу. Это очень серьезный момент. Что касается военно-политического сдерживания блока НАТО, здесь мы можем вести речь не столько о БРИКС, сколько о партнерских стратегических отношениях, которые выстраивают те или иные страны, в том числе члены БРИКС. Например, российско-китайские и российско-иранские отношения, которые становятся серьезным сдерживающим моментом, с точи зрения военно-политической экспансии США.
Печать