Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП
Александр Асафов – о
неоднозначных практиках на выборах в
странах Европы.
В преддверии единого дня голосования в России, когда большая часть электоральных событий в нашей стране будет так или иначе связана с выборами в региональные и муниципальные органы власти, стоит посмотреть на то, как обстоят дела с избирательным процессом на субнациональном уровне в странах к западу России.
Рассмотрим на конкретных примерах 2024 года нетривиальную реализацию следующих аспектов избирательного процесса:
– кто имеет право голоса;
– как производится идентификация избирателя;
– специальные формы голосования;
– понятность избирательной системы;
– сменяемость власти.
Великобритания, местные выборы 2 маяЭто уже 2-е местные выборы, когда от избирателей на участках в Англии требовалось показать удостоверение личности с фотографией – ранее избиратели могли быть допущены к голосованию на основании почти любого персонального документа, или даже просто сообщив личную информацию соседа.
С 2002 года это «нововведение» используется в Северной Ирландии, и только с 2023 года стало применять в Англии. Однако Уэльс и Шотландию эти требования не затрагивают – там и дальше можно голосовать в удовольствие по проездным билетам и справкам из больницы.
Еще одной особенностью являются экстравагантные формы специального голосования: уже известное всем со времен последней президентской кампании в США почтовое голосование (в последние 5 лет доля таких голосов в Англии составляла 15-20%), а также голосование по доверенности (proxy voting).
Если человеку не хочется идти на участок, то никакой проблемы в этом нет – достаточно подать онлайн-заявку, после чего доверенное лицо в день выборов может смело бросать в урну для голосования хоть пачку специальных бюллетеней. Не вброс, а голосование по доверенности – не перепутайте.
Испания, выборы парламентов Галисии (18 февраля), Страны басков (21 апреля) и Каталонии (12 мая)
Ранее уже описывались особенности испанских электоральных практик на примере июньских выборов в Европарламент, которые также действуют и на региональных выборах:
– УИК формируются из числа граждан при помощи жребия;
– вместо традиционных бюллетеней используются бюллетени для каждой участвующей в выборах партии;
– предусмотрена возможность голосования по почте, хотя и не в таком объеме, как в Великобритании.
Однако наиболее интересным аспектом региональных выборов в Испании является сменяемость власти. На выборах в Галисии победу одержала Народная партия Галисии, удерживающая власть в регионе с 1989 года с коротким перерывом в 2005-2009 годах.
На выборах в Стране басков победу одержала Баскская националистическая партия, которая почти бессменно руководит регионом с 1980 года (в оппозиции в 2009-2012 годах). Какие-либо политические перемены заметны только в Каталонии.
Португалия, выборы законодательных собраний Азорских островов (4 февраля) и Мадейры (26 мая)
Другая страна Иберийского полуострова также интересна прежде всего примерами (не)сменяемости власти.
В случае Азорских островов победу 2-й раз подряд одержала Социал-демократическая партия, которая еще в 2020 году потеснила Социалистическую партию, правившую на островах почти четверть века.
На Мадейре тоже одержала обеду Социал-демократическая партия, однако в этом случае речь идет об удержании власти – местные социал-демократы правят на острове с 1992 года.
Италия, выборы президентов и региональных советов Сардинии (25 февраля), Абруццо (10 марта), Базиликаты (21-22 апреля) и Пьемонта (8-9 июня)В итальянских регионах используются действительно сложные избирательные системы, которые среди прочего имеют максимально запутанные правила распределения мест между партиями по итогам голосования.
В частности, вместо традиционных способов (метод делителя и наибольшего остатка) используется некая шкала (разнится от региона к региону), которая привязана к количеству голосов, полученных кандидатом (Сардиния) или коалицией (Абруццо, Базиликата, Пьемонт).
Данный метод серьезно искажает пропорциональность результатов, однако особенно наглядно это видно на примере Сардинии. Победившая левоцентристская коалиция, возглавляемая «Движением пяти звезд», суммарно набрала на 40,5 тыс. голосов меньше (42,5%), чем проигравшая правоцентристская коалиция под руководством «Братьев Италии» (48,4%), однако поскольку кандидат на пост президента Сардинии Алессандра Тодде обогнала на 3 тыс. голосов своего конкурента Паоло Труццо, ее сторонники получили 62% мест в региональном совете.
Объясняется это решение тем, что обычно в выборах участвуют всего 2-3 коалиции, поэтому по-настоящему пропорциональное распределение мест приведет к образованию плюс-минус равных парламентских блоков, что, в свою очередь, означает бесконечный политический тупик.
Бельгия, региональные выборы 9 июняБельгия со всей ее цветущей сложностью имеет очень специфический парламентаризм со специальными квотами для представителей разных народов по-настоящему многонациональной страны: в науке это называется термином «консоциативная демократия».
На региональном уровне сложность только возрастает. Жители страны выбирают парламенты 3 регионов и этнолингвистического сообщества:
– Парламент Фландрии (французский);
– Парламент Валлонии (голландский);
– Парламент Брюсселя (франко-голландский, квотированные места и раздельные партийные списки для представителей обеих этнолингвистических групп);
– Парламент немецкого сообщества (исключительно для немцев).
Как и в Испании, УИК формируются из избирателей, однако в Бельгии членов комиссий выбирают вручную, отдавая предпочтение судьям, юристам и учителям.
Весьма необычная особенность Бельгии – обязательное голосование. За неявку предусмотрены штрафы, а за злостное нарушение – поражение в избирательных правах и ограничение на трудоустройство в госсекторе.
Как и в случае Великобритании, в Бельгии предусмотрена возможность голосования по доверенности, однако для этого надо найти уважительную причину (не так либерально, но в целом ограничение легко обходится).
Также на участке у бельгийцев есть целых 4 способа, как поставить галочку в бюллетене:
– голосовать за список целиком;
– голосовать только за основного кандидата(-ов) в списке;
– голосовать только за запасного кандидата(-ов)
– проголосовать за основного и запасного кандидатов.
Германия, выборы районных собраний Гамбурга 9 июняЗавершить обзор неоднозначных практик и политической динамики в странах Европы хотелось бы примером из Германии. В частности, речь идет о составлении списков избирателей, которые могут голосовать на муниципальных выборах.
На муниципальных выборах в Гамбурге с 16 лет имеют право голосовать немцы и иностранцы и стран ЕС, прожившие в городе больше 3 месяцев, в том числе постоянно проживающие в одном из 7 округов бездомные.
Если вопрос с иностранцами урегулирован Маастрихтским соглашением, то как верифицировать факт постоянного проживания бездомного (или бездомного иностранца?) в том или ином районе – загадка.
ВыводНа протяжении долгого времени России ставили в пример высокий уровень развития демократии в странах Европы, что по идее должно отражаться в высоком качестве организации выборов. На деле все обстоит совсем иначе: порой сомнительные европейские электоральные практики не то что обескураживают, а просто вводят в ступор.
Печать