Журналист, эксперт Центра ПРИСП Петр Скоробогатый в своем Telegram-канале продолжает следить за обстановкой на Украине.Украина. Итоги 20.08.2024. Девятьсот девятый день операции.
1. Спустя две недели после вторжения украинских войск в Курскую область можно зафиксировать, что ситуация в целом стабилизирована в рамках задействованных сторонами сил. ВСУ не хватило ресурсов для продвижения вглубь российской территории, а также для разрастания контроля над смежными участками границы. Атаки на сформированный резервами ВС РФ плацдарм продолжаются для улучшения диспозиции, однако для решения более масштабных задач требуется введение дополнительных сил, прежде всего, техники. Есть сомнение, что они присутствуют на данном направлении фронта. Обе стороны пытаются изолировать участок боевых действий и логистику, преимущество у ВКС РФ значительное. ВСУ, соответственно, бьют по мостам, претендуя на расширение плацдарма за счёт Глушковского района, выдавливая оборонительную группировку за реку Сейм. Попытка ВСУ сформировать опорный пункт в Судже пока осложняется угрозой удара ВС РФ по флангам.
2. Украинцы окапываются, сокращают количество применяемой техники и заводят пехоту, в том числе мобилизованных, ЧВК и ССО, намереваясь сохранить болезненный для Москвы курский плацдарм и буферную зону для отвлечения российских войск (и, что важно, ВКС) с иных направлений и, как заявляется, гипотетических «торгов» на переговорах. Потери противника значительны, но в краткосрочной перспективе они окупились за счет информационного и социально-психологического эффекта. Интересно, что Киевом было принято решение не отходить, а удерживать плацдарм, что провоцирует дополнительный и значительный расход ресурсов украинской стороны. Которые в том числе могли быть задействованы в новой операции в рамках активной обороны: она ещё вполне возможна в приграничье или на запорожском направлении. К гипотетической операции в районе ЗАЭС российские силы готовы.
3. Запад по-прежнему делает вид, что не имеет отношение к инициативам киевской стороны. При этом удары западным оружием по «старой» российской территории и участие наёмников, в том числе американских, в рейде на Курскую область документально подтверждены и красноречивы. На очереди контекст сопровождения и обслуживания украинцами F-16. Российская сторона пока не реагирует и считает, что резкие движения вредят операции «по плану».
4. ВС РФ задействовали ограниченное количество резервов для купирования прорыва в Курской области, не снимая части с иных направлений. В Донбассе раскручивается большая наступательная операция России, Киев очевидно пытался её сорвать. В итоге, отвлечь удалось минимальную часть ресурсов (хотя судить будем по итогу, важно оценить плотность работы ВКС). Ликвидация курского плацдарма противника, вероятно, отложена на более поздний срок. Тем более для его поддержания ВСУ продолжают снимать отдельные батальоны с ключевых точек фронта.
5. За минувшие две недели ВС РФ закончили ликвидацию группировки противника в районе Новгородского (Нью-Йорка), тем самым уничтожив последние оборонительные сооружения Киева, выстраиваемые с 2014 года. Практически полностью взято южное предполье Дзержинска (Торецка) с ключевыми терриконами, началась крупная операция в этом важнейшем для ТВД населённом пункте.
6. Стремительно наступает группировка ВС РФ на направлении Красноармейска (Покровска), развивая очеретинский «куст» и продвигаясь по высотам и ж/д линии. Российское командование имеет массу вариантов. Во-первых, уже создана угроза крупнейшему логистическому центру ВСУ на западном Донбассе, его стратегический потенциал снижен. Российские войска подошли вплотную к первой оборонительной линии данной агломерации. Во-вторых, ВС РФ обошли укреплённую линию по реке Волчья и имеют все перспективы обрушить оборону к западу в ключевых Карловке, Курахово, а далее создать угрозу окружения угледарской группировки, которая и так оказалась в сложной ситуации в виде перерезания важной логистической артерии после прорыва с юга. В-третьих, ВС РФ могут развернуть усилия и на восток, создав давление на логистику торецкой группировки противника.
7. Быстрые темпы
наступления ВС РФ обусловлены отсутствием фортификаций украинской стороны, дефицитом у неё техники и качественной пехоты. В то же время противник отводит силы в более плотную городскую застройку у Покровска, где намерен задержать россиян и навязать длительные кровопролитные сражения. Однако, как уже сказано, у российского командования есть варианты не согласиться с такой перспективой.
8. Дефицит резервов у противника сказался и на иных фронтах. На запорожском направлении, по всей видимости, обе стороны монтируют новые группировки, и пока не понятно, кто начал первый и для каких задач. В Часов Яре ВС РФ закончили форсирование канала и зачистку первой линии его обороны, углубившись в застройку на правом берегу. Здесь всё очень плотно и небыстро. До сих пор сохраняется присутствие противника к югу, на высотах Клещеевки, хотя и здесь у нас есть подвижки.
9. По направлению к Северску еженедельно случаются значительные подвижки, малозаметные на общем фоне. Тем не менее, фронт подходит к данному городу, формируя перспективу плотного давления. На кременном и купянском направлениях также взяты новые рубежи, которые не давались ВС РФ многие месяцы. Особенно интересным выглядит прорыв в районе Песчаного к Осколу, что может обрушить оборону ВСУ на огромном участке южнее и севернее. Но пока это всё второстепенные направления, оживлённые благодаря мужеству локальных частей ВС РФ и дефициту средств обороны противника.
Печать