Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов - о столкновении интересов суверенных государств.
Вчера завершилась одиозная парижская Олимпиада, и хотя все еще вспоминаются безвкусное открытие игр и десятки сопутствующих скандалов, организаторы статусного спортивного мероприятия вроде как сделали выводы и закончили на мажорной ноте.
Примечательно, что критика в адрес организаторов началась еще на стадии подготовки игр, но интереснее то, что французское руководство неоднократно парировало подобные заявления аргументом подобного вида: “Это все азербайджанская дезинформация, направленная на дискредитацию Франции”.
Казалось бы, при чем тут Азербайджан и почему он был заинтересован в очернении парижской Олимпиады и страны-хозяйки?
Ответ прост: столкновение интересов суверенных государств.
Карабахский конфликт и экспансия ЗападаТрадиционно Франция и Азербайджан поддерживали хорошие отношения: для Франции это императив по усилению влияния в пограничных с Россией государствах, для Азербайджана это обусловлено задачей по нивелированию влияния армянской диаспоры на политику Франции.
Ситуация изменилась в 2020: после 2-й карабахской войны Франция поспешила заполнить вакуум, образовавшийся из-за дистанцирования Армении от России, и заявила претензию на ключевую роль в медиации конфликта. В октябре 2023, накануне 3-й карабахской войны, Франция навязала Армении ряд бессмысленных оружейных контрактов и заявила о поддержке перед угрозой со стороны Азербайджана.
Действия Франции были продиктованы не только ее интересами, но и стратегическими целями НАТО по сдерживанию России и Ирана, открыто озвученными на последнем саммите в Вашингтоне.
Теоретически, существуют 2 базовых сценария усиления НАТО в Закавказье:
– экспансия в лице Франции, сохранение статус-кво и общепризнанных международных границ государств в регионе;
– усиление и без того самостоятельной Турции, которая в качестве задачи максимум ставит трансформацию формулы “1 нация, 2 государства” в единое пространство от Эгейского до Каспийского моря.
Разумеется, 1-й вариант предпочтительнее для руководства НАТО, а Азербайджану решительно не нравится ни один из них.
Удар ниже поясаВ ответ на действия Франции в ноябре 2023 в мировых СМИ появились первые материалы с критикой подготовки Олимпийских игр. Впоследствии французское государственное агентство по защите от цифрового иностранного вмешательства VIGINUM заявило, что за кампанией стоят структуры, связанные с Азербайджаном.
Параллельно была создана “Бакинская инициативная группа” – площадка для выступающих за независимость представителей колоний заморских территорий и ряда регионов Франции (Французская Гвиана, Мартиника, Гваделупа, Корсика и т.д.)
Обострение случилось в мае 2024, когда в ходе протестов против избирательной реформы в Новой Каледонии местное население вывешивало флаги Азербайджана. После этого МВД Франции публично обвинило Баку во вмешательстве во внутренние дела страны.
Однако на этом Азербайджан не остановился: в июле 2024 прошел еще более представительный Конгресс французских колоний, по итогам которого было анонсировано введение бесплатного образования для местной молодежи. Примечательно, что в качестве гостей также присутствовали делегации нидерландских Бонайре и Синт-Мартена.
ПрогнозыДля Азербайджана раскручивание темы колониализма – это способ нанести ответный удар Франции за ее поддержку Армении и укрепить собственный международный авторитет.
Для Франции действия Азербайджана, несомненно, являются крайне неприятными, поскольку бьют в чувствительное место на фоне политической нестабильности. Однако вероятность того, что это заставит Париж пересмотреть внешнеполитические приоритеты, если и не нулевая, то слишком низкая.
Ряд экспертов расценивают действия в отношении Франции как повтор антигерманской медиакампании, вызванной публичной критикой в адрес Баку в 2013, и по аналогии предрекают ей скорое окончание.
Другие усматривают за антиколониальной борьбой Баку поддержку Турции, которой не нужны внешние акторы в регионе. Если это так, то скрытое противостояние может длиться еще очень долго.
Печать