Член Российской ассоциации политических консультантов, Комитета по политическим технологиям РАСО, основатель агентства «Стратагема» Роман Черемухин - о политических последствиях покушения на Дональда Трампа.Хотя официально выборы президента в США состоятся только в ноябре, почему-то все меньше остается сомнений в том, кто же победит. Нынешняя кампания должна стать отдельной главой в истории политического консалтинга.
По итогам прошедших выходных приходится признать, что выборы в Америке состоялись, а победитель даже успел вскинуть вверх торжественный кулак лидера.
Сначала пришла новость о том, что доноры-демократы заморозили 90 млн долларов на предвыборную кампанию Байдена до момента, пока он не снимется с выборов. Причем времени на раздумье ему дали 48 часов. Осталось узнать, когда включился счетчик. А если учесть, что еще перед дебатами Байден планировал собрать более 700 млн долларов, но пока набрал всего лишь 430 млн, то демарш доноров выглядит серьезно. Казалось, что более неприятных новостей для штаба Байдена быть уже не может, но прозвучали
выстрелы в Пенсильвании. И как-то вопросов не осталось, а вот причины победы республиканцев прояснились довольно отчетливо.
Во-первых, американцы любят шоу, поэтому и дебаты играют у них такую важную роль, поэтому они и разочаровались в Джо Байдене, который их лишил этого шоу. Кстати, именно поэтому их так и напугало нападение на Белый дом сторонников Дональда Трампа, где была стерта грань между реальностью и представлением, поскольку все оказалось страшно красиво и страшно серьезно. И выстрелы в Пенсильвании для них такое же серьезное шоу, которое работает на эмоции, а, значит, и на принимаемые решения. Потому что решения там принимаются сердцем (а как вы думаете, откуда мы взяли этот лозунг?).
Во-вторых, не покидает ощущение, что эту игру демократы сливают. Принципиально. Не исключено, что они – чуть ли не главные бенефициары тех самых выстрелов. Понимая, что Байден уходить не собирается, замену ему раскрутить не получится, а впереди трудные переговоры с Россией (никуда им не деться от этого, да и ночь за окном). И Трамп, который уже хорошо известен и преподносит только уже хорошо знакомые сюрпризы, для демократов является лучшим вариантм, который поможет сохранить хорошую мину даже при самой плохой игре.
В-третьих, Трампу теперь не нужна никакая программа, никакие новые предвыборные обещания, достаточно просто встречаться со сторонниками и в конце поднимать кулак. При желании из этого события можно довольно быстро раскрутить целую историю о том, что даже на волоске от смерти он остается борцом. Больше ничего не нужно.
У демократов в сложившихся условиях остается не так уж и много вариантов. Понятно, что воздействовать на базовый электорат республиканцев бесполезно, поэтому надо работать с сомневающимися. Например, делать своим кандидатом Камалу Харрис (прекратив бесконечный выбор), благо в ее биографии есть немало фактов, способных привлечь колеблющихся из обоих лагерей: потомок рабов и защитник прав секс-меньшинств может играть на демократов, а человек, связывающий иммиграцию и коррупцию, – на республиканцев. Но Байден пока что не собирается выходить из гонки и покидать пост президента, что автоматически бы сделало президентом Харрис. Можно также раскрутить месседж о том, что Трамп является настоящей угрозой для страны (правда, теперь, когда он сам стал жертвой политического насилия, придется подкорректировать посылы), и работать с теми 47% американцев, которые, согласно опросам, не исключают начала новой гражданской войны. И, наконец, сценарий, от которого отдает чем-то жертвенным и безысходным, когда демократы внезапно сплачиваются под флагом Байдена и, даже понимая бесперспективность этого процесса, идут до конца.
Печать