Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о реальных причинах краха проектов интеграции России и Евросоюза.«Ибо где сокровище ваше,
там будет и сердце ваше» (Матф.6:21).
20 лет назад госсекретарь США Колин Пауэлл выступил на заседании Совбеза ООН, предъявив аудитории некую пробирку с белым порошком. Она играла роль главного доказательства того, что у Ирака имеется биологическое оружие. Напомним, что именно это первоначально было поводом для ввода американских войск на территорию Месопотамии.
Тогда лидеры России, Германии и Франции единодушно выступили против предоставления Соединенным Штатам мандата на вторжение в Ирак. Что многие политологи расценили тогда как первый шаг к грядущей интеграции России и ЕС. То, что этот сценарий был не реализован, впоследствии начали объяснять развитием конфликта между Россией и Европой
относительно Украины.
Однако в данном случае мы имеем место скорее с проявлением маниловщины.
Обратимся к цифрам. 2013 год, слово «санкции» еще не успело прочно обосноваться в лексиконе российских политиков. У России лишь четвертая позиция в рейтинге основных экспортных партнеров ЕС. Мы уступаем не только США и Китаю, но и Швейцарии.
2021 год. Никто и помыслить не может о том, что Берлин и Париж решат отказаться от российских нефти и газа. Но РФ не входит ТОП-10 главных партнеров Германии и Франции как по импорту, так и по экспорту. В этом плане нас обошла даже Польша.
У интеграции России и Евросоюза не было экономического основания. Экономические связи между РФ и Европой слишком слабы. У России слишком «компактная» экономика, чтобы стать центром притяжения для Евросоюза. Нам, увы, сейчас не хватает экономической мощи, чтобы полноценно интегрировать бывшие союзные республики. И это должно стать уроком для российского истеблишмента.
Печать