Член Совета Ассоциации российских дипломатов, доктор политических наук, профессор РГГУ, профессор кафедры дипломатии МГИМО Владимир Пряхин – о мировоззренческих основах молодежного движения.Российская общественность обеспокоена ростом численности участников молодёжной субкультуры АУЕ («Арестантское уголовное единство» - международное общественное движение, признано экстремистским и запрещено на территории РФ). По сообщению ТАСС, число сторонников этой неформальной организации в 2022 году в сравнении с позапрошлым резко выросло. Если в 2021 году количество уголовных дел с участием сторонников АУЕ (международное общественное движение, признано экстремистским и запрещено на территории РФ) немного превысило 30, то в прошлом достигло почти 100.
По данным Генпрокуратуры, сейчас у движения АУЕ (международное общественное движение, признано экстремистским и запрещено на территории РФ) в России больше 34 тыс. активных приверженцев в 40 регионах. Около 40% из них - молодые люди в возрасте от 13 до 17 лет. При этом популярность движения продолжает расти - в социальных сетях можно найти около 40 тыс. групп, поддерживающих движение. Их участниками являются более 6,5 млн. пользователей. Некоторые из них проживают в странах постсоветского пространства, что придает сообществу международный статус.
Представители движения призывали своих сторонников к вандализму, бунту, беспорядкам, нападению на людей, силовиков и поджогам административных зданий, подстрекали к бунтам и побегам из тюрем и колоний, а также к массовым беспорядкам.
Имел место случай, когда подростки жестоко избили и изнасиловали восьмилетнего ребенка, который, по их словам, поступил «не по понятиям». Как оказалось, он нарушил правила игры «правда или действие». Другой подросток из АУЕ (международное общественное движение, признано экстремистским и запрещено на территории РФ), угрожая ножом, совершил семь нападений на офисы микрозаймов, а также ограбил цветочный магазин. После того, как его задержали, он заявил, что придерживается идеологии АУЕ (международное общественное движение, признано экстремистским и запрещено на территории РФ) и не раскаивается в содеянном. Таких примеров немало.
Государство и общество отреагировали на эти, безусловно, отрицательные явления. Принят федеральный закон «О российском движении детей и молодежи», состоялось первое заседание Координационного совета Российского движения детей и молодёжи, Президент направил Правительству перечень поручений по вопросам организации деятельности Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи. На первом съезде Российского движения детей и молодёжи в самом конце 2022 г. утверждено и его название «Движение первых».
Но вот что настораживает и озадачивает. В директивных документах о «Движении первых» ни слова нет о его идеологии. А вот в аналитических материалах об АУЕ (международное общественное движение, признано экстремистским и запрещено на территории РФ) однозначно говорится, что идеологией этой молодёжной субкультуры являются воровские понятия. Что это такое, никто толком объяснить не может. По понятным причинам понятия нигде не опубликованы. В интернете, в социальных сетях о них может сложиться лишь очень приближённое представление. Но, тем не менее, «понятия» действенны и формируют психику молодых людей, в особенности лишенных по каким-либо причинам родительского и педагогического внимания. Считается, что подростки, подверженные воздействую «понятий», не старше девятиклассников средней школы. А что потом? Члены АУЕ (международное общественное движение, признано экстремистским и запрещено на территории РФ) становятся паиньками, перестают курить, забывают блатной жаргон и энергично готовятся к поступлению в вузы? Возможно, это и так. Но не будем себя обманывать: посеянные в мозгах семена прорастут, когда бывшие девятиклассники станут успешными бизнесменами, администраторами, менеджерами, а кое-кто будет носить на плечах красивые погоны. Так же, как добрые дяди и тети, которые пытались объяснить им в детских комнатах полиции вред курения и алкоголя. Более того. Сохранятся и те самые детские субкультурные связи между ними, которые легко могут дать плоды в форме хорошо организованных преступных криминальных группировок высокого уровня.
В чём же причина этой живучести противоправных организаций подростков? Почему недостаточно эффективными являются предпринимаемые обществом шаги с целью отвлечь молодёжь от субкультурных неформальных объединений, заполнить их досуг, направить неуемную творческую энергию молодёжи на полезные дела?
В том, как мне представляется, что нелегальная противоправная подростковая субкультура АУЕ (международное общественное движение, признано экстремистским и запрещено на территории РФ) имеет свою чёткую, испытанную веками идеологическую платформу. Это воровские понятия, отрицающие семью, любовь к родителям, веру в Бога, не признающие право на собственность, отрицающие ответственность перед государством, презирающие совесть. Превыше всего для живущих по понятиям - верность подельникам, «корешам», своему «пахану» и членам его «кодлы». И всё это очень просто и доступно. Если попробовать опровергнуть абсурдность этих понятий, то - и в этом самая большая трагедия – подросток-оппонент приведет вам тут же дюжину конкретных примеров из жизни нашего общества, когда весьма респектабельные в прошлом лица руководствовались именно этими понятиями и добились жизненного успеха, благополучия и общественного признания. А про тех своих сверстников, кто стремится получить образование, овладеть специальностью, чтобы честно работать на благо общества и воспитывать своих детей, у юных «ауевистов» (члены международного общественного движения, которое признано экстремистским и запрещено на территории РФ) есть и своя песенка: «Век живи, век учись, попивая чаёк с маргарином; век живи, век учись, а подохнешь дубина дубиной».
В деятельности государственных и общественных структур по выполнению упомянутого выше, весьма полезного и актуального закона о движении молодёжи, очень много говорится о различных формах этого «Движения первых». Легко провести аналогию между этими формами и тем, что было в советском прошлом, с деятельностью пионерской организации и комсомола. В перечне аналогий отсутствует только один, но главный компонент. Нигде не говорится о том, какой должна быть идеология нового движения молодёжи и детей. И это самое тяжёлое наследие того лихолетья или, по образному выражению Г. Г. Онищенко, «всеобщего помутнения разума», которое пережило наше общество в девяностые годы.
Именно тогда сверху на все уровни государственных структур спускались сверху директивные указания о необходимости «деидеологизации» нашей политики и жизни. При этом, естественно, никто не объяснял, что лживая внешнеполитическая пропаганда о третьем этапе общего кризиса капитализма и пресловутом развитом социализме - это совсем не идеология как система этических, философских, религиозных, правовых взглядов и ценностей, в соответствии с которыми люди определяют своё отношение к окружающей действительности. И как таковая идеология не исчезает, но подобно энергии существует вечно, преобразуя свои формы. И если мы успешно уничтожили одну идеологию, питавшую духовность трех поколений советских людей, то сами не заметили, как оказались во власти идеологических ценностей потребительского общества, о которых нобелевский лауреат Альберт Гор сказал, что они пострашнее гитлеровского фашизма.
Тотальная бездуховность завладела нашей молодёжью. Культовой установкой для нее стали слова «миллион долларов США и жизнь будет хороша». А что это, как не понятие уголовного мира? Отсюда и подростковая субкультура АУЕ (международное общественное движение, признано экстремистским и запрещено на территории РФ), и воровские понятия как замена идеологических ценностей прошлого.
Конечно, ностальгировать по СССР совсем не означает стремиться к возвращению в прошлое. Колесо истории вспять не поворачивается. Необходимо искать новые нравственные ориентиры, новые действенные лозунги, способные увлечь молодёжь. Бережно культивировать те ростки доброго, разумного, вечного, которые были посеяны педагогами-подвижниками прошлого. Выращивать из этих ростков плоды новой созидательной идеологии.
В документах по молодёжной политике ничего не говорится, например, о религии. А ведь церковь, чтобы там ни говорили в своё время воинствующие безбожники, всегда была оплотом нравственности во всех обществах и во все времена. И именно церковь всегда являлась первой мишенью для всех ниспровергателей сложившегося порядка, каким бы плохим или хорошим он ни был.
К сожалению, церковь сейчас переживает не лучшие времена. И дело тут совсем не в преступлениях богопротивного большевистского режима. Число прихожан и храмов в странах Западной Европы, где большевиков у власти никогда не было, тоже неуклонно сокращается. Дело в том, что сама по себе современная церковь отстала от невероятно ускорившихся темпов научно-технического прогресса.
Что касается коммунистической идеологии, то её сакральные понятия социальной справедливости и межнационального равенства были скомпрометированы практикой политического режима, руководившего СССР на его излете. Эта практика ещё ждёт своих непредвзятых объективных и по-настоящему глубоких научных исследователей. То, что произошло в СССР в тридцатые годы прошлого века, до сих пор нашло лишь одно, если и не точное в научном, то эмоционально верное определение, вышедшее из-под пера Льва Троцкого - термидорианский переворот.
Построить социализм в стране, где три четверти населения не умели читать и писать, было действительно сложно. А если учесть ещё и сложности внешнеполитического окружения страны Советов, то, прямо скажем, невозможно. Вот почему прагматичный политик И.В. Сталин взял курс на построение сильного многонационального государственного образования, не очень удручаясь по поводу нарушения идеологических канонов социализма. Скорее всего, историки будущего вслед за И.Б. Тито назовут социально-экономическую информацию, сформированную в те годы в СССР, военно-бюрократическим империализмом. Возможно, будут найдены и другие названия. Но никто ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем не будет отрицать, того что эта формация была достаточно эффективна. И во многом потому, что в основу ее была заложена прочная идеологическая основа научного коммунизма.
Верхи отказались от этой основы и руководствовались банальными правилами политической борьбы, известными со времен Юлия Цезаря, но широкие массы трудящихся верили, что они строят для своих детей общество без национальной вражды и без эксплуатации. Пороки этого разрыва между верхами и низами стали выявляться уже после ухода Сталина в мир иной и достигли своего апогея к концу восьмидесятых годов, когда несоответствие призывов и лозунгов руководства с его собственным образом жизни, стали очевидными для всех.
Но, как идеология, коммунизм, а точнее коммунизм в ленинской интерпретации, имел только один важнейший недостаток. Он отрицал религию. Причем, если обратиться к истокам коммунистического движения в России, то в достославные времена Первой русской революции наиболее просвещённые большевики (А.А. Луначарский, А.А. Богданов и др.) выступали не против религии, а против прогнившей насквозь церковной иерархии царской России, в которой попов называли «породой жеребячьей», которая не додумалась ни до чего лучшего, как отлучить от церкви Льва Толстого. Что касается богоискателей и богостроителей в социал-демократическом движении, то они считали, что идеология партии будет эффективной тогда, когда она примет характер новой религии рабочего класса. В значительной степени это именно так и произошло.
Интересно, что в современном Китае коммунистическая идеология развивается в обратном направлении. Если в России попытки придать идеям коммунизма религиозный характер были сурово заклеймены, как «кокетничанье с боженькой», то в Китае взят курс на усиление конфуцианского элемента в идеологии правящей партии. Но что такое конфуцианство? Отбросив всякого рода заумные научные термины, следует признать, что для подавляющего большинства китайцев это не что иное, как разновидность религии.
Ещё дальше и ещё более последовательно линию на синтез религиозности и политики в деятельности правящей партии проводят выпускники советских вузов, а ныне руководители Лаосской Народно-Демократической Республики, где верность идеалам социализма и канонам буддизма – равнозначные понятия.
В России основы новой реформации, способной объединить научно-технический прогресс с религиозной духовностью, были заложены именно во времена, когда Александр Александрович Богданов пытался на острове Капри убедить вождя большевиков в необходимости использования религиозных верований трудящихся для борьбы во имя их освобождения от власти капитала и помещиков. Эти основы – «русский космизм» - умонастроение, которое сочетало искреннюю веру в сакральные понятия воскресения, бессмертия, рая и ада с убеждением, что эти понятия могут быть «расшифрованы с космической точки зрения» как достижения научно-технического прогресса. Сама религия толковалась при этом как фольклорная концепция научно-технического прогресса. Рукотворное воплощение в жизнь сакральных понятий бессмертия и воскрешения должны были по мысли русских космистов стать тем «общим делом», объединившись вокруг которого человечество сможет исключить войны и социальную несправедливость из жизни общества.
Космисты предлагали дополнить храмовую литургию классических церквей, которую они совсем не отрицали, литургией «вне храмовой», понимая под нею научно-техническое творчество в специально созданных лабораториях для «регуляции» и «патрофикации», то есть рукотворного воскрешения прежде живших.
В наше время, когда псевдопророки стращают людей ужасами расчеловечивания и завоевания планеты рукотворными монстрами, владеющими технологиями искусственного интеллекта, самое время дать этим страхам верную политическую и научную ориентацию на создание бионических моделей. Чаяния полумиллиона участников шествий «Бессмертного полка» на Тверской 9 мая каждого года обретут реальную рукотворную цель - заменить фотографии цифровыми портретами и моделями их предков. И почему только предков? Ведь мы сами имеем шанс обрести бессмертие и воскрешение не как миф, а как решение конкретных задач научного познания и эвристического моделирования.
В свое время один из популяризаторов идей русского космизма Лев Николаевич Толстой, выступая перед обществом московских психологов, столкнулся с неожиданным вопросом: «А где будут жить на Земле все эти ваши миллиарды бессмертных и воскрешённых?». Ответ – «В космосе» был воспринят аудиторией как шутка, хотя и дал название космическому умонастроению Циолковского и его сподвижников. В наше время ответ на этот вопрос может быть дан другим вопросом: откуда вообще мы пришли на эту Землю? Как зародилась наша Галактика и все атомы и молекулы, из которых мы состоим? И не был ли потрясший тринадцать с половиной миллиардов лет тому назад Первовзрыв результатом рукотворных действий разумных существ, бессмертными продолжателями которых мы являемся в бесконечной и бескрайней Вселенной?
Примитивная идеология АУЕ (международное общественное движение, признано экстремистским и запрещено на территории РФ) основывается на одном простом тезисе: раз человек смертен, раз цивилизация конечна, то оправдан и любой поступок, в том числе и преступный, во имя удовлетворения собственного сиюминутного потребительского желания. Ниспровергнуть этот порочный тезис можно только противопоставив ему убежденность в потенциальной бесконечности нашей цивилизации и каждого человека. Такую убежденность дает учение русского космизма – синтез научной рациональности и религиозной духовности. Чем скорее мы сформулируем на основе этого учения развернутую созидательную идеологию, чем скорее мы сделаем её действенной, тем более эффективными будут наши программы по строительству высокотехнологичной наукоемкой российской экономики и упреждение глобальных вызовов, угрожающих самому существованию земной цивилизации.
Печать