Президент Бразилии Лула да Силва ввел в столице страны режим чрезвычайной ситуации до конца января из-за протестов. Также он пообещал наказать тех, кто устроил беспорядки. В воскресенье вечером тысячи сторонников проигравшего президентские выборы Жаира Болсонару прорвались в здание конгресса, президентского дворца и федерального верховного суда.
Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко - о массовых протестах в Бразилии и их возможном финале. О том, что Бразилию после выборов могут накрыть массовые беспорядки и попытка повторить «Поход на Капитолий» Трампа, мы писали ещё в июле. Внезапно тропическая республика решила реализовать летние прогнозы.
За последние сутки ситуация менялась стремительно. Началось всё с массовых выступлений болсонаристов. Протестующие с плакатами «Queremos o código fonte» — «Нам нужен исходный код», намёк на фальсификацию итогов выборов электронными урнами, заводнили центральные площади столицы. После чего захватили помещение Национального конгресса, заняли президентскую резиденцию и здание Федерального верховного суда (и даже торжественно упёрли оттуда дверь, фото которой облетело СМИ). За всем этим карнавалом непослушания философски наблюдали полицейские, делая селфи на фоне демонстрантов. Постепенно в СМИ сообщили, что избранный президент Лула да Силва эвакуирован из центра столицы (в местных чатах бразильцы опровергали это сообщение, давая ссылки на материалы об отъезде Лулы, который произошёл раньше, поскольку был давно запланирован).
Несмотря на яркие картинки, ситуация в итоге может быть очень на руку избранному президенту Луле, как демократам США был выгоден «Поход на Капитолий» сторонников Трампа.
Что после выборов Бразилию могут накрыть беспорядки, было понятно ещё до оглашения итогов голосования — все опросы показывали, страна расколота поровну между сторонниками Лулы да Силвы и теперь уже бывшего президента Жаира Болсонару.
Результаты второго тура выборов зафиксировали ту же биполярность — 50, 90% у Лулы и 49,10% у Болсонару. При такой расколотости общества удивление вызвали не беспорядки, а то, что они стартовали так поздно. Ведь болсонаристы ещё с лета прямо заявляли, что не позволят у них украсть выборы», всячески намекая на повторение сценария «поход на Капитолий» Трампа.
Хотя сразу после опубликования итогов выборов противники избранного президента развили протестную активность, выходя митинговать на площади и перекрываясь фурами автострады, постепенно тот импульс затих. И вот вспыхнуло с новой силой.
Несмотря на впечатляющие кадры протестов у Лулы да Силвы есть шансы не просто удержать власть, а использовать ситуацию себе на пользу. В стране уже стартовал механизм федеральной интервенции (вмешательство федерального центра в дела региона), активизирована национальная гвардия и военная полиция. Режим чрезвычайной ситуации развязывает новой администрации руки. И вот уже губернатор федерального округа, правый, слезно выражает сожаления о том, что не смог удержать ситуацию под контролем, а президент строго заявляет о недопустимости такого потворствования беспорядкам со стороны региональных властей.
Кстати, протестующих Лула и его сторонники называют неофашистами. С этими ярлыками связан курьёз. Выступая с критической речью, Лула да Силва, назвал демонстрантов «сталинистами»…потом подумал, видимо, вспомнил, что он и его Партия трудящихся (PT) вообще-то левые, и поправился, назвав выступающих «неофашистами».
Впрочем, курьёзы курьёзами, но несмотря на внешние аффекты, протесты, похоже, обречены. Этому способствуют как минимум три фактора.
Во-первых, акции начались поразительно поздно — Лула успел официально вступить в должность, его признали избранным мировые лидеры. Он легитимный глава республики как с процедурной точки зрения, так и с позиции международного признания.
Во-вторых, в текущей ситуации ведущие экономические элиты, крупные медиаресурсы и судебная система на стороне Лулы. Ну и не стоит забывать про ту половину Бразилии, что отдала за него голоса.
В-третьих, лидер протестующих - Жаир Болсонару - сейчас не в стране (он в США). Формально он никак не связан с происходящим, но конгрессмен от демократов Хоакин Кастро уже призвал экстрадировать его, а Лула уже заявил, что спонсоры беспорядков будут найдены, где бы они ни находились.
Так что ирония копирования «Похода на Капитолий» заключается в перспективах аналогичного финала — уголовные дела, и политическая маргинализации лидеров этих акций. И раскол страны только усилится.
Печать