Первый зампредседателя комиссии по развитию информационного сообщества ОП РФ, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич и главный редактор «Газеты о России» Игорь Астранин - о предвыборных кампаниях 2023 года.– В 2023 году пройдёт ряд выборов разных уровней в регионах России. За какими избирательными кампаниями вы будете следить пристальнее всего и почему?– Очевидно, что в поле моего зрения будут кампании в четырёх новых регионах Российской Федерации. Там предстоит построить практически всю систему власти: будут избираться и муниципальные депутаты, и депутаты законодательных собраний, которые впоследствии выберут глав регионов. С июля прошлого года я плотно работаю в новых субъектах Российской Федерации. В Общественной палате России, помимо всей моей загрузки, я ещё и первый заместитель председателя Координационного совета по общественному контролю за голосованием. Поэтому, как говорится, карты в руки – буду наблюдать, буду комментировать, буду следить, чтобы были соблюдены все нормы, процедуры и правила.
– Мобилизация в России привела к тому, что парламентские партии стали активно работать с новой социальной группой. Как вы считаете, каких успехов достигли депутаты в этом направлении, за кого будут голосовать участники СВО и их семьи?
– Ещё рано говорить об успехах парламентских партий в работе с мобилизованными, с участниками СВО и их семьями. Конечно, огромную работу делает «Единая Россия». Яркие представители партии проявляют себя в составе рабочей группы по СВО, которую возглавляет Андрей Турчак. Вместе с тем есть масса вопросов, задач, которые нужно решать, и пока законодательные меры, на мой взгляд, не всегда своевременны. Мне кажется, что все основные вменяемые политические силы могли бы не просто достичь консенсуса по этой теме, но и создать единый реестр проблем, связанных со специальной военной операцией, которые требуют именно законодательной поддержки. Решать их надо, безусловно, сообща.
– А каких успехов достигли парламентские партии на новых территориях (ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области), за кого граждане отдадут свои голоса на выборах в сентябре?
– «Единая Россия» с большим отрывом лидирует, потому что это партия, которая с первых же дней развернула активную работу в новых регионах: огромное количество центров гуманитарной помощи, сами депутаты заметны, они в прямом смысле на передовой. Поэтому здесь «Единая Россия» – это флагман. Знаю, что «Справедливая Россия» достаточно плотно работает по линии гуманитарной помощи в ДНР, ЛНР, Херсонской области, да и сама фигура Захара Прилепина говорит о многом. ЛДПР активна в части открытия своих отделений. Надо отдать должное смелости Леонида Слуцкого – он и в Херсонской области неоднократно бывал, и в Запорожской. Я дважды там видел его лично сам. Сергей Миронов тоже приезжал. Андрея Турчака здесь практически все знают, он бывает еженедельно. На этом фоне КПРФ проваливается, потому что эта партия, так же как и «Новые люди», в новых регионах незаметна. Надеюсь, мои наблюдения, как говорится, никого не обидят.
– Какие образы депутатов наиболее популярны на новых территориях в медийной сфере? Кого именно население хотело бы видеть народным представителем?
– Видеть хотят тех, кто неравнодушен к людскому горю, людской боли. Своих соседей, земляков, кто настроен решать проблемы людей. Я надеюсь, что среди депутатов окажутся и некоренные жители – люди из призыва, что называется, новой «русской весны», те, кто с материковой, «большой России», как принято говорить, которые за этот почти уже год без малого проявили себя, вжились. Я точно знаю таких людей в Херсонской области, знаю, что будут такие и в Запорожской. Рассчитываю, что и молодёжь, и мои коллеги из мира медиа в Херсонской, Запорожской областях будут среди кандидатов в депутаты, потому что это те, кто не стесняется, не боится задавать неудобные вопросы. У них есть медийный ресурс, который они используют для помощи людям, а депутатский мандат даст им определённые административные полномочия, чтобы улучшать жизни людей.
– Какие основные способы коммуникации между партиями и населением вы бы выделили как доминирующие? Телеграм, телеканалы, офлайн-взаимодействие?
– Что касается способов коммуникации, то понятно, что телеграм-каналы, сообщества, паблики и группы Вконтакте. Телеканалы именно партиями задействуются меньше, но здесь строится всё больше через личности, через фигуры самих кандидатов, партийных лидеров. Что такое взаимодействие? Это достаточно размытое понятие. Мало проводить мероприятия для галочки. Важно, чтобы они были интересными или полезными, чтобы они людей привлекали, чтобы они выходили в медийную плоскость. А если это всё делается неинтересно, то тогда и людей это не привлекает, и это всё не срабатывает. Люди должны ощущать помощь – чувствовать вовлечённость партийных лидеров, партийных кандидатов, самих партийных организаций. И это надо было начинать делать давно, поэтому сейчас на вес золота те общественные активисты, которые с прошлого года системно занимались работой в новых регионах.
– Можно ли ожидать от выборов 2023 года сюрпризов для партий?
– Я не хочу говорить в целом по стране. Могут быть разные нюансы. Есть несколько регионов, где ожидается непростая кампания из-за внутренних разладов и противоречий. На мой взгляд, основной сюрприз в четырёх новых регионах – это запредельный результат «Единой России», и он абсолютно понятен и обоснован. Я не удивлюсь, если где-то не будет коммунистов, если вообще не будут представлены «Новые люди» во всех четырёх регионах просто потому, что их тут нет и работы их нет. Не знаю, насколько активна ЛДПР в ДНР и ЛНР, поглядим. То, что некоторые партии запоздало включились в работу в субъектах Российской Федерации с миллионами избирателей – это действительно странно.
– В следующем году нас ожидает большая президентская кампания. Какое место в сценарии 2024 года занимают выборы этого года?
– Я всегда говорил, что это основная кампания. Вся работа, контрработа, которую развернули наши противники, враги, направлена на то, чтобы кампанию испортить, сорвать, помешать её легитимности, работать с глубинным сознанием народа, на дестабилизацию. Многое удаётся, потому что очень серьёзные людские, материальные, технические и технологические, психологические, маркетинговые ресурсы на это тратятся. Я, например, всегда был далёк от позиции «Они всё врут, поэтому наши люди разберутся». Да, «они» всё врут, и наши люди разберутся, но, во-первых, нашим людям надо помочь разобраться, а во-вторых, наших людей надо защитить. Потому что враги врут изощрённо, а самое главное – в их руках есть платформы, площадки, технологии для так называемого посева – масштабнейшего распространения этой лжи. Мы же технологически достаточно ограничены. Как говорится, у нас нет ничего кроме правды, но во многих местах нам её не дают раскручивать и тем более продвигать.
– В прошлом году вы стали заведующим кафедры журналистики в Херсонском государственном педагогическом университете. Являетесь членом Общественной палаты, кандидатом политических наук, обладателем ордена Мужества и многих других регалий. Вы могли выбрать любой вуз, в том числе на новых территориях, но выбрали ХГПУ. С чем это связано?
– Почему ХГПУ? Тут дело не в регалиях. В прошлом году я познакомился с Татьяной Юрьевной Томилиной, ректором ХГПУ. Познакомились на самом деле случайно, а может быть, и не случайно – на общественном форуме «Мы вместе с Россией», который проводился как раз в стенах ХГПУ (тогда ещё ХГУ; в нынешнем году вуз сменил учредителя и стал подведомственным Министерству просвещения РФ, сменив название. – прим. редакции). Разговорились и, что называется, всё сложилось. Сложился в первую очередь человеческий контакт, а дальше профессиональный, и было принято решение усилить направление журналистики, медиакоммуникации. Была реорганизована кафедра журналистики и медиакоммуникаций, я её возглавил.
Для меня это, безусловно, очень важный профессиональный вызов, потому что, как мы понимаем, работать с сознанием жителей новых регионов, особенно Херсонской и Запорожской областей – это очень трудная и оттого очень интересная задача. Будем разбивать пропагандистские штампы, готовить новые молодые кадры для новых медиа, в частности, Херсонской области. Татьяна Юрьевна меня вдохновляет своей жизнью, своими поступками. Для меня каждая встреча с ней – это потрясающая психологическая и интеллектуальная подзарядка. Я это говорю искренне и на любых площадках.
Вызовы продолжаются, потому что в мае выйдет в печать учебник «Настоящая российская журналистика для новых регионов» под брендом ХГПУ, я автор. И я горд, что учебник пошёл в обсуждение, был рекомендован к печати Советом ХГПУ. Поэтому мы, как говорилось в фильме, «замахнулись на Уильяма нашего Шекспира». Ставим очень серьёзную и амбицио зную задачу по подготовке кадров для честных, амбициозных средств массовой информации новых регионов.
Также я член Общественной палаты шестого, седьмого, а теперь ещё и восьмого составов. В первый раз я избирался по второму списку – от региональной палаты. В следующий раз по третьему – от общероссийских общественных организации, а сейчас по первому – по указу Президента. Конечно, меня волнует ситуация с формированием общественных палат в Херсонской, Запорожской областях. Из-за того, что не сформированы региональные парламенты, законодательные собрания, палаты будут создаваться осенью в конце года. Потому что региональные общественные палаты формируются так: треть назначает губернатор, треть – депутаты, а оставшуюся треть по представлению региональных общественных организаций как раз выбирают уже определённые ранее члены палаты. Поэтому мне это важно, мне это интересно, я буду принимать в этом посильное участие с советами, подсказками. Рассчитываю очень плотно работать с региональными палатами двух регионов, фактически ставших мне родными.
Ранее опубликовано на: https://gor.press/article/kakix-partii-net-na-novyx-rossiiskix-territoriiax-interviu-s-aleksandrom-malkevicem
Печать