Политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор телеграмм-канала «Мир как конфликт», эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о подготовке США к войне против Ирана.Пентагон заканчивает развертывание группировки, предназначенной для нанесения удара по Ирану.
Проход второго авианосца через Гибралтар и переброска эскадрильи самолетов дальнего радиолокационного обнаружения — это финальные штрихи перед началом войны.
Вчерашнее наблюдение очевидцев за проходом второго американского авианосца через Гибралтарский пролив — это не просто ротация сил.
Для патрулирования или сдерживания в Средиземном море достаточно одной авианосной ударной группы. Две АУГ — это стандартная доктрина США для начала крупной воздушной кампании. Первая группа уже на позиции, готовая наносить удары. Вторая группа подходит, чтобы принять эстафету и обеспечить режим «нон-стоп» боевых вылетов.
В сумме это около 80–90 ударных самолетов: F/A-18E/F Super Hornet, а в случае с «Фордом» — и малозаметных F-35C. Такая армада способна выполнять до 200–300 боевых вылетов в сутки в первые 48 часов операции. Этого более чем достаточно, чтобы ослепить иранскую систему ПВО, какой бы мощной она ни считалась, и уничтожить ключевые ядерные объекты в Натанзе и Фордоу. Когда над целью одновременно работают десятки самолетов, зенитчики просто не успевают перезаряжать комплексы.
Но самое тревожное звено в этой цепи — подводный флот. Если США действительно готовят удар по Ирану, в восточной части Средиземного моря или в Аравийском море уже дежурят атомные подводные лодки — носители крылатых ракет «Томагавк».
Речь идет о переоборудованных лодках типа «Огайо». Одна такая лодка — это арсенал малого государства: 154 крылатые ракеты с высокой точностью. Если в зоне пуска находится хотя бы одна такая лодка, это означает, что в первый же час войны по целям в Иране будет выпущено более полутора сотен ракет, которые невозможно отследить заранее. Лодка всплывет только в момент залпа, и для иранской ПВО этот удар станет полной неожиданностью. «Томагавки» пойдут волнами, выбивая командные пункты, радиолокационные станции и узлы связи.
Переброска шести Boeing E-3 Sentry — это этап «зачистки неба» перед ударом. E-3 Sentry — это летающий радар, который видит всю воздушную обстановку на пространстве в сотни километров. Зачем нужно шесть таких машин в преддверии переговоров? Ответ: чтобы ослепить Иран.
Эти самолеты будут барражировать у границ, фиксировать каждый взлет иранского истребителя, каждую активацию наземного радара. В случае войны они превратятся в центры управления, которые с высоты девяти тысяч метров будут наводить ударные самолеты и перехватчики, гарантируя, что ни один иранский МиГ не сможет приблизиться к авианосцам. С такими «глазами» американская авиация получает колоссальное преимущество в ситуационной осведомленности.
Переговоры между США и Ираном еще идут, но фактически зашли в тупик. Иран не готов идти на уступки по ключевому вопросу — обогащению урана.
Удар по Ирану решает сразу несколько задач: уничтожение ядерной инфраструктуры, ослабление ракетного арсенала и баз Корпуса стражей исламской революции, а также демонстрация силы союзникам в регионе (Израилю и Саудовской Аравии) и противникам — России и Китаю.
Судя по наращиванию сил, сценарий может быть следующим. Как только второй авианосец займет позицию в восточной части Средиземного моря — а это вопрос нескольких дней — последует либо короткий ультиматум, либо удар без предупреждения.
Первой волной пойдут «Томагавки» с подводных лодок: они выбьют систему ПВО, командные пункты и радиолокационные станции. Вторая волна — палубная авиация, которая высокоточными бомбами добьет ядерные объекты и ракетные шахты. Иран, скорее всего, попытается ответить запуском баллистических ракет по американским базам в регионе, но к этому Пентагон уже готов, усилив системы противоракетной обороны.
У Тегерана остаётся два варианта: капитуляция по ядерной программе или война. История отношений США и Ирана практически не оставляет сомнений, что выбран будет второй вариант.
Печать