Директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников - о визите вице-президента США в Армению и Азербайджан.Мы видим, что США сокращают контакты с рядом государств, с которыми традиционно взаимодействовали. Сегодня для США при Дональде Трампе Южный Кавказ, Передняя Азия крайне важны, поскольку Соединенные Штаты поставили целью выходить на новые рынки и там найти возможности для реализации своих бизнес-процессов. В этой связи данные регионы интересны Вашингтону и с точки зрения экономических возможностей, и с точки зрения своего большего политического вхождения в эти регионы. И здесь у США огромное количество интересов: это и близость к Ирану, Персидскому заливу, к Ближнему Востоку; это и Китай, Транскаспийский коридор (в проект которого входят Китай, страны Центральной Азии, Азербайджан, Европа); это и близость с Закавказьем и Центральной Азии России. Из этого складываются геополитические и геоэкономические интересы Вашингтона при Трампе на Южном Кавказе. Почему для США это важно? Потому что они хотели бы и здесь ситуацию поставить под свой контроль. Есть ряд регионов, где Трамп стремится демонстрировать свое доминирование. И то, как Трамп преподнес армяно-азербайджанское мирное урегулирование через призму успехов США – это также стратегия политического и экономического влияния на регион.
Мы увидели, что в подписанной Азербайджаном и США Хартии о стратегическом партнерстве много внимания уделяется взаимодействию двух стран в рамках Транскаспийского коридора (хотя на самом деле США не входят в этот проект). Это связано как раз с тем, о чем я сказал. Даже, казалось бы, евразийские транспортные маршруты Соединенные Штаты хотят контролировать. А Азербайджан смотрит с практической точки зрения – для него важно, чтобы проекты, в которых он, Азербайджан, развивались и расширялись. И здесь работает логика: иметь позитивные отношения с США лучше, чем иметь с Соединенными Штатами плохие отношения. Если при Трампе они на контрасте с правлением Байдена, они наладились, то почему бы не принять предложения. Поэтому здесь власти Азербайджана исходят также из практического фактора. Да, была идея у ряда стран изначально построить транспортные маршруты, которые функционировали бы без участия англосакских стран, но это уже не о Транскаспийском маршруте.
Если говорить об отношении Трампа к Азербайджану и Армении, то президент США хочет продемонстрировать, что придерживается сбалансированной позиции. Вместе с тем, понятно, что, с одной стороны, для США Азербайджан – более богатая, боле сильная, более амбициозная страна, чем Армения. У Азербайджана отличные отношения с Турцией, членом НАТО, а также с любимцем Трампа Израилем. В принципе Азербайджан много достиг и у него много рычагов регионального влияния и контактов. В Центральной Азии в частности. И к тому сильно давить на Азербайджан не получится. С другой стороны, в Армении для США есть свои плюсы. Во-первых, Пашинян – сам по себе прозападный ставленник, и с этой точки зрения он сделает, возможно, все, когда США поманят. Во-вторых, у Армении прекрасные отношения с Францией. Но на этом фоне нужно прекрасно понимать, что США никогда не рассматривали объективно другие силы, страны в качестве своих партнеров и конкурентов. С позиции США и, в частности, Трампа, у Штатов нет конкурентов и нет тех, с кем Вашингтон будет говорить на равных. По всей видимости, все это понимают.
Если говорить по факту, сегодня действительно нет стран, которые бы не учитывали позицию США. Если возникает вопрос о расширении отношений стран Южного Кавказа и Соединенных Штатов, здесь можно напомнить о том, что и Москва стремится улучшить отношения с Штатами. И число наших встреч и переговоров превышает контакты Азербайджана и Армении с США. Естественно, Москва снова же исходит их логики, что пусть отношения России и США будут лучше, чем пробивать дно. Мы неоднократно отмечали, что окно для диалога открыто, но с учетом интересов России. И сегодня мы продолжаем диалог с Соединенными Штатами.
Если этот
диалог приведет к взаимоприемлемому результату – уже хорошо. Думаю, тогда будет какое-то компромиссное понимание и по Южному Кавказу.
Вместе с тем, никто не отменял возможность прихода в будущем к власти в Штатах противников Трампа. Это также нужно учитывать. И ситуация может перевернуться на 180 градусов. Поэтому всегда стоит опираться на свои национальные интересы и рассчитывать риски. Но очевидно, что пока все настроены на улучшение отношений на будущее с США с логикой должно в будущем пригодиться.
Печать