Директор агентства Gosapp Digital Захар Рубцов – о замедлении Telegram.Сейчас, как только появляется любая новость,
касающаяся Telegram– она моментально заполоняет всю ленту. Внимание людей настолько приковано к этой теме, что кажется, будто вместе взятые WhatsApp* с YouTube (когда их замедляли) и близко не вызывали такой реакции. Вообще, если анализировать всё, что происходило с мессенджером от Павла Дурова в России за последние годы – фактуры там наберётся на целый роман. Главные герои этого романа (Роскомнадзор и Telegram) прошли сложный путь взаимоотношений: была и дружба, и предательство, и громкие скандалы с последующим воссоединением, и разочарование. А саспенс-то какой!
Теперь же возникает вопрос: «Что будет дальше?» Лично я не исключаю, что в этот раз у Роскомнадзора действительно получится сделать то, чего не удавалось раньше – приглушить Telegram. Ведь если немного погрузиться в историю, то первые серьёзные попытки взять мессенджер под контроль предпринимались ещё в 2018 году. Тогда Дуров отказался передавать ключи шифрования и Telegram решили заблокировать. Как это было? Ну, достаточно неэффективно, будем честны. Роскомнадзор начал вносить в реестр миллионы IP-адресов, но Telegram успевал менять эти адреса быстрее, чем их блокировали. В результате пострадали многие сторонние сервисы (банки, магазины, Viber даже досталось, если помните такой). А уже в 2020-м (во время ковида, если помните такой) мессенджер разблокировали.
Сейчас же подход стал умнее и, стоит признать, эффективнее. Вместо грубых IP-блокировок теперь точечное замедление. Да и обходы через подмену IP-адресов для пользователей усложнились, ведь многие популярные сервисы больше не работают. С другой стороны, уровень осведомлённости людей о методах обхода блокировок сейчас выше, чем в том же 2018-м. В любом случае, цель подобных замедлений – сделать пользование мессенджером для человека некомфортным. Чтобы человек сам принял решение из него уйти, а не потому что заблокировали. Но здесь есть ещё один интересный момент – популярность Telegram в России.
Смотрите, возьмём Китай: страна, в которой Telegram заблокирован с 2015 года. Если сильно захотеть, то эти блокировки обойти можно, но сами китайцы не особо хотят. Почему? Да потому что Telegram им не нужен, он никогда не был популярен. У них есть WeChat, который удобен, многофункционален и вообще с ним всё хорошо. Зачем им переходить на другую платформу? А вот для России, судя по статистике, Telegram стал важной частью повседневной жизни тысяч людей: новости, работа, общение, официальные каналы госорганов.
Разумеется, если давление на мессенджер окажется серьёзным и вызванные неудобства станут критическими, часть аудитории всё же уйдёт. Вопрос только, куда именно и насколько это изменит российский интернет-ландшафт. История продолжается, и следующий акт обещает быть не менее интригующим.
*принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России
Печать