Фото с сайта:
Телеграм-канал Евгения Огородникова
Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – об особенностях электрификации Китая.Китай не только крупнейший в мире рынок электричества. Это еще и самая электрофицированная страна в мире. На диаграмме расчеты компании Shell показывают уровень электрификации экономики более 30%, что значительно выше, чем в странах ОЭСР и тем более в развивающихся странах мира.
Однако не надо думать, что Китай уже живет в XXI веке, а весь остальной мир догоняет его в развитии, то есть в проникновении электроэнергии в отраслях экономики. Для Китая электрификация — это вынужденная мера развиваться в условиях дефицита ресурсов. В КНР много угля. Самый эффективный передел для угля — это производство электроэнергии. И именно отсюда проистекают запредельные цифры внедрения электричества.
Но в Китае дикий дефицит нефти. На одну тонну, добытую в КНР, приходится импортировать две тонны из-за границы. Основной потребитель нефти — транспорт. Что делают китайцы? Замещают нефть в транспорте электротягой, то есть углем.
В Китае острый дефицит природного газа. На один добытый кубометр еще один кубометр приходится покупать импортом. Газ — в первую очередь источник тепла в промышленности и коммунальном хозяйстве. В плотных китайских городах миллионами углем не потопишь: все утонет в смоге. В промышленных процессах не везде оптимально использовать уголь. В итоге вновь используется электричество как самый доступный источник энергии.
В итоге там, где в России, США и даже Европе выгоднее использовать природный газ или ГСМ, китайцы используют электричество. И это не от богатства страны, а от ресурсной бедности с поправкой на климатические особенности.
Но в то же время, ставкой на электричество как универсальную энергетическую единицу, Китай сам себя загоняет в ловушку зависимости всей экономики от одного единственного источника энергии. И все хорошо, пока в стране есть дешевый уголь. Но как только он начнет заканчиваться (экономически эффективный — уже начал), цена на электроэнергию поползет вверх.
В последние годы местные энергетики пытаются заместить угольную генерацию возобновляемыми источниками (СЭС и ВЭС). Более того, по объемам внедрения ВИЭ китайцы обгоняют весь мир вместе взятый. Но это приводит к тому, что эту гигантскую систему чертовски сложно регулировать: строить ГАЭС, промаккумуляторы и прочий сложный «паразитирующий» обвес.
И пока даже цена электроэнергии не ползет вверх. Но экономика будет сходиться, пока уголь остается доминирующим источником производства электричества. Как только доля угля в энергетическом балансе снизится ниже половины, цены на электричество пойдут вверх и в КНР. Этим путем уже прошла Европа, следом идут США (например, Калифорния). Придет очередь и Китая.
Печать