Математик и математический экономист, член-корреспондент РАН, популяризатор математики среди детей и взрослых, профессор МФТИ и АГУ Алексей Савватеев – о мировой практике выпускных и вступительных экзаменов в системе образования.С наступления Нового года прошел почти месяц, но все же хочется пожелать, чтобы уровень дискуссии вокруг возможной отмены ЕГЭ или изменения системы государственных экзаменов в этом году несколько вырос.
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой:
«Менять надо не только Болонскую систему, по этому поводу решение уже принято. Менять надо всю систему, которая была выстроена, как калька западного образования, потому что и ЕГЭ, и ОГЭ - это всё попытки выстроить систему под Болонскую. Я считаю, что нужно последовательно отменять ЕГЭ, возвращать традиционную систему образования, состоящую из выпускных и вступительных экзаменов».
Друзья и коллеги, будем честны: ЕГЭ не может быть калькой с западной системы, поскольку в западных странах нет какой-либо единой и общепринятой системы экзаменов.
К примеру, в США отсутствуют выпускные экзамены федерального уровня. Тесты SAT, ACT и прочие, используемые при поступлении, проводятся негосударственными организациями, и университеты используют их результаты по своему усмотрению. Или вообще не используют, как государственный Калифорнийский университет. Система отбора в ведущих университетах является крайне непрозрачной. О том, что получает преимущество тот абитуриент, чьи родители занимают высокое положение или чьи родители пожертвовали в фонд университета крупную сумму, говорится практически открыто. И что, это западная система? Да, самая настоящая. Дальше на запад идти некуда.
В Европе дела обстоят несколько иначе. Проводятся экзамены, которые являются выпускными по итогам 12-13-летнего обучения в школе. Это, например, GSCE в Великобритании, BAC во Франции, Abitur в Германии, Matura в Италии Австрии, Швейцарии и ряде других стран (в каждой стране со своими особенностями). Число дисциплин на этих экзаменах может достигать 13-15. Часть экзаменов проводится устно, некоторые включают практическую работу. Стандартизированы они лишь частично, во многих странах вполне допускается оценка комиссией, состоящей из учителей той же школы, в которой учился выпускник.
Очень важно, что сами по себе эти экзамены, как правило, не являются конкурсными. Из тех, кто получил достаточно высокую оценку, в университете могут отбирать наиболее достойных на собеседовании.
Уточним, что во Франции вход в обычные университеты практически свободный, и отбор происходит на сессиях. При этом существуют более престижные ВУЗы для нескольких процентов студентов, так называемые «высшие школы» (Grandes écoles), где для поступления требуется два-три года напряженно учиться при ВУЗе, уже после 12-летней средней школы, а затем сдавать экзамены, часть из которых специфична для ВУЗа, а часть может быть учтена и в других учреждениях.
Отметим заодно, что французские высшие школы никогда не являлись частью Болонской системы и позиционировались как более высокий стандарт.
В Великобритании и странах, которые когда-то были частью империи, существует система экзаменов A-Level, подготовительные курсы различных профилей, на которых учатся после окончания 12-летней школы. Программа по математике, к примеру, включает курсы вероятности и статистики, введение в математический анализ, но это делается отдельно от программы средней школы. Для успешной сдачи экзаменов по математике в течение последнего года требуется написать несколько отдельных работ. Наиболее сложные университетские программы могут требовать знания многих элементов высшей математики (Further Math) уже при поступлении. Существует несколько разных коллективов составителей, и работы могут несколько отличаться по характеру. Полученные баллы не являются единственным критерием. Как правило, проводится собеседование.
Это западная система? Да, западная. Но в том, что касается выпуска из школы, она намного больше похожа на советскую, чем нынешняя российская, не правда ли? Но процедура поступления в крупных западных странах устроена сложнее.
Национальный экзамен, который является итоговым для школ и одновременно вступительным во все вузы, — это не общепринятая система и не общемировая практика.
Так откуда же мы заимствовали единые вступительные экзамены, совмещенные с имитацией выпускных?
При желании поёрничать можно вспомнить, что существовала Стратегия развития российского образования 1995 года, разработанная Всемирным банком при поддержке Фонда Сороса (признан нежелательной организацией). В ней настоятельно рекомендовалось для «восстановления справедливости» ввести по всей стране единые конкурсные экзамены для поступления в вузы.
Руководил разработкой программы тогда некий профессор Стивен Хайнеман, который до того как приехал в Россию, тренировался на кошках, а затем консультировал правительства африканских и восточноевропейских стран по вопросам усовершенствования образовательной системы. Возможно, ОГЭ/ЕГЭ — это калька с нигерийской школы?
Но справедливости ради, и в этом документе не говорилось ни о необходимости совмещения выпускных экзаменов со вступительным, ни о том, что результат теста должен быть основным критерием при поступлении в вуз.
Теперь вспомним, какая страна исторически была первой в вопросе национальных экзаменов.
В
Китае в течение 13 веков (с начала VII века н.э. до начала XX в.) существовала система экзаменов для отбора государственных чиновников. Национальные экзамены для поступления в университеты (гаокао) появились в Китае в 1950-е. Во времена культурной революции экзамены не проводились; были возобновлены в 1977 году. Если в первые годы в ВУЗы попадали лишь единицы процентов от участников гаокао, то к концу 90-х эта доля выросла до 50%, а к настоящему времени — до 85-90%.
Подчеркнем, что в отличие от американской, британской и французской систем, здесь идёт речь именно об основном критерии при поступлении, по которому формируется рейтинг. В этом смысле гаокао действительно похож на ЕГЭ.
Кроме того, первые версии ЕГЭ по математике из нулевых годов очень похожи по структуре на экзаменационные материалы гаокао: (A) тестовая часть с выбором варианта, (B) тестовая часть с записью ответа, (C) часть с развернутым ответом. Но разрыв по сложности в китайских заданиях меньше, а трудность повышается за счёт дефицита времени и из-за того, что экзамены по 2-3 дисциплинам могут проводиться в один день.
Разные провинции Китая могут проводить гаокао по разной системе; в некоторых университетах вводятся квоты для определенных провинций.
В чем отличия от ЕГЭ?
Наиболее важное: в китайской школе аттестация проводится отдельно от конкурсного экзамена для поступления в вуз.
Таким образом, китайский школьник проходит следующий путь: после 9-ти классов конкурсные экзамены по 6-ти дисциплинам для отбора в старшие классы. В 10-12 классах обязательные экзамены по 9-ти дисциплинам для получения аттестата, в конце обучения — конкурсные экзамены по 6 дисциплинам.
Китайский школьник не может проигнорировать большую часть предметов, потому что программа экзаменов существенно шире, чем в России.
Кроме того, школьники испытывают жесточайшее давление со стороны общества и со стороны семьи, которое может начинаться задолго до подготовки к экзаменам. Вплоть до того, что родители жалуются на глупую дочь-дошкольницу, которая не может запомнить 200 знаков числа Пи.
Аналогичная система была введена в Южной Корее в конце 1960-х военным диктатором Пак Чон Хи (советуем послушать лекцию А.Н. Ланькова , если есть возможность). Одновременно были ликвидированы элитные государственные школы. В Южной Корее действуют весьма драконовские по нашим меркам правила, введенные ради стандартизации государственных школ. Например, учитель не может работать в одной школе более 5 лет — принудительная ротация кадров.
Государственные школы Китая и Южной Кореи — это по нашим (и по западным) меркам что-то вроде физико-технического кадетского корпуса в масштабах страны.
Профессия учителя, по-видимому, является престижной. Уровень зарплат достаточно высок. Телесные наказания в настоящее время применять уже не рекомендуется, но их отменили совсем недавно.
Учеба в старших классах может продолжаться с 7 утра до 11 вечера с перерывами на еду и дневной сон.
Печать