На Дальнем Востоке начали нанимать на должности в госучреждения ИИ. Это первый известный случай в нашей стране, когда нейросеть стала не помощником, а полноценной штатной единицей взамен живого чиновника. Эксперимент начал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Амурской области, в прошлом году он «принял на работу» двух ИИ-ассистентов.
Инициативу дальневосточников прокомментировал руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин.Бюрократическая машина в наших регионах, особенно в некоторых национальных республиках, все больше напоминает мне старинные напольные часы: они дубовые, величественные, полны тяжелых шестеренок, но это просто предмет интерьера, да ещё и постоянно отстают. Идея впустить туда искусственный интеллект – это попытка заменить древние часы безупречным кварцем.
Муниципальная служба в России сегодня – это не власть в полном смысле, это, прежде всего, бесконечные бумажки. Местных чиновников пожирает тупая рутина, которая съедает живое время, предназначенное (вроде как) для созидания. Я сам многие кабинеты видел в городских, районных администрациях: каморки, заваленные бумагами до потолка.
Делегировать ИИ шаблонные задачи? Тут мой ответ, безусловно, да. Подготовка выписок, классификация жалоб, первичная фильтрация – это та рутинная работа, которую алгоритм выполнит со скоростью мысли и без тени раздражения даже в 17:30. И освободит чиновника от роли «живого принтера», позволив ему наконец-то стать человеком, принимающим решения.
Правда, есть одно «но». Каждое письмо от жителя – это не просто набор байтов, как его (пока) воспринимает ИИ. Это человеческая судьба. Один пишет о перегоревшей лампочке, а другой – о том, что его мир рушится из-за протекшей крыши. Более 15 лет занимаясь правозащитной тематикой в региональной газете, я сталкивался с подобным каждый день.
Алгоритм не умеет сострадать (признаем, как и многие замордованные рутиной чиновники). Если ИИ будет отвечать на жалобы, мы рискуем превратить диалог власти и народа в разговор двух автоответчиков. Индивидуальность обращения – это не «баг» системы, это её сердце. ИИ может подготовить каркас ответа, собрать факты, проверить нормативы, но финальный точку – ту самую ноту человеческого признания «я вас слышу» – должен ставить человек. Иначе власть станет механическим призраком, холодным и пустым. Как кварцевые часы.
В общем, российская «бюрократия 2.0» должна быть миксом холодной точности алгоритма с теплой ответственностью человека. И тогда мы получим власть нового типа - быструю и внимательную.
Печать