«Большой вопрос, беспокоящий сейчас энергетический рынок, заключается в том, почему Китай накапливает так много нефти… В этом году Китай закупил более 150 миллионов баррелей на сумму около 10 миллиардов долларов. Для страны, где покупают больше электромобилей, чем где-либо ещё, этот вопрос требует анализа», — писал обозреватель Bloomberg Хавьер Блас в сентябре прошлого года.
Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о подготовке Китая к «венесуэльской авантюре» Трампа.Не прошло четырёх месяцев, как на вопросы обозревателя Bloomberg нашёлся ответ: к «Венесуэльской авантюре» китайские нефтяные компании готовились весь прошлый год. Можно предположить, что похищение президента Венесуэлы Николаса Мадуро не стало для китайцев громом среди ясного неба, а содержание переговоров о смене лидера утекло и в китайскую разведку. Если о скором уходе Мадуро было известно китайцам, то, вероятно, о таком сценарии знали и в России.
К «уходу» венесуэльской нефти Китай стал готовиться загодя, банально скупая всю доступную в мире нефть. Благо ОПЕК+ старалась. В итоге во второй половине прошлого года стратегические и коммерческие запасы нефти в КНР достигли 1,2 млрд баррелей. Величина огромная. Этого запаса хватит, чтобы покрыть поставки нефти из Венесуэлы на пятилетку. А если из поставщиков в Поднебесную выпадет ещё и Иран, китайской экономике будет тяжелее, просто из-за того что цены на нефть начнут расти. Но и в этом случае китайских резервов нефти хватит на срок больше года.
Хотя в пределе ситуация может дойти и до тотальной войны во всём Ближнем Востоке — с перерезанием Ормуза и уничтожением нефтяных терминалов не только Ирана, но и Саудии и ОАЭ. Но с имеющимися резервами КНР может продержаться 3 месяца без единой поставки нефти, в том числе и из России.
Однако наверняка и на этот сценарий у китайцев запасён план жёсткой экономии нефти. И в отличие от США и Европы у Компартии есть возможности его реализовать даже в самой жёсткой по отношению к жителям форме. Например, введя полный запрет на использование частных автомобилей с ДВС на время нефтяной блокады. И даже такая мера не вызовет в КНР массовых протестов: китайцы вынужденно пересядут на электромобили и общественный транспорт.
Печать