Политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор телеграмм-канала «Мир как конфликт», эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов - о новой стратегии национальной безопасности США.Стратегия национальной безопасности США, опубликованная 5 декабря 2025 года администрацией президента Дональда Трампа, знаменует собой кардинальный пересмотр внешней политики страны.
Её ключевые положения сводятся к отказу от глобального лидерства, переориентации на собственное полушарие и активному дипломатическому посредничеству в Европе для завершения конфликта на Украине.
Стратегия фиксирует отход США от позиции главного спонсора украинского сопротивления. Вашингтон намерен стать активным медиатором между Европой и Россией, управляя их отношениями для снижения риска конфликта.
«Скорейшее прекращение» боевых действий прямо названо «ключевым интересом» США. В качестве причин указаны стабилизация европейской экономики, предотвращение эскалации и восстановление стратегической стабильности с Россией.
Документ содержит жёсткую критику европейских правительств за «нереалистичные ожидания» от войны и политику, не отражающую, по мнению авторов, желания большинства европейцев мира. США призывают Европу взять на себя основную ответственность за свою оборону.
Логика стратегии («завершить войну» + «стабилизировать отношения с Россией») означает, что основное дипломатическое давление для уступок будет оказано на Киев, а не на Москву. Это подтверждается сообщениями о мирном плане США, требующем от Украины серьёзных шагов.
Стратегия ставит целью «положить конец восприятию НАТО как постоянно расширяющегося альянса». Это может создать основу для обсуждения формальных или неформальных гарантий невступления Украины в альянс, что является одним из ключевых требований России.
Прямых и жестких гарантий безопасности Киеву, обязывающих США вступить в войну, стратегия не предусматривает. Акцент сделан на послевоенном восстановлении и выживании Украины как жизнеспособного государства, что может указывать на экономические, а не военные гарантии.
Реализация стратегии зависит от многих факторов, включая устойчивость Украины к давлению, единство европейской реакции и исход следующих президентских выборов в США (2028 г.), после которых курс может быть опять пересмотрен.
Печать