Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о росте производительности труда в российской экономике.Все много раз слышали про «польское экономическое чудо», суть которого — собрать деньги со всего ЕС, технологии из Германии, рабочие руки из Украины и направить на развитие этой восточноевропейской страны. Результат — ускоренный экономический рост, длящийся уже два десятилетия. Однако мало кто слышал о «российском экономическом чуде», а оно произошло: за последние два десятилетия прирост производительности труда в России аналогичен польскому — это расчёты Международной Организации Труда (МОТ) — структуры ООН.
Методология МОТ достаточно прозрачна: берём ВВП в каждый конкретный год, делим на число трудящихся, получаем сумму ВВП, созданного рабочим местом в экономике, с поправкой на паритет и инфляцию (в реальных долларах 2021 года).
Тут важно понимать контекст в котором произошло русское экономическое чудо: никто не дотировал российскую экономику, не открывал ей рынки, не создавал преференций. Напротив, Россия дотировала страны Европы и США через размещение своих ЗВР, постоянные утечки капиталов, а в ответ с 2014 года получала санкции, то есть ограничения. Более того, прямо сейчас российская экономика дотирует Китай и Индию, продавая туда нефть и газ с дисконтами. Дотирует Турцию, ОАЭ и Казахстан, покупая у них посреднические услуги на миллиарды долларов по подмене накладных. Дотирует Таджикистан, Армению и Казахстан, покупая подсанкционную продукцию через эти страны.
При этом есть очень распространённое заблуждение, что российскую экономику «пушат» лишь нефть и газ, и все жители страны — это такие северные шейхи, живущие на нефтяную ренту. Но против этого постулата работает пример Саудовской Аравии, где нефти на жителя больше, а производительность труда (ВВП по ППС) на одно рабочее место за последние два десятилетия резко снизилась. Другой пример — ресурсные Бразилия и Мексика: имея как природные, так и трудовые богатства, огромный рынок сбыта — США и инвестиции от туда же. Но эти страны не смогли сделать качественный скачок, аналогичный российскому (и польскому). То есть Россия живёт не только нефтью и газом.
Показателен пример Индии и Китая. Стартуя с одной базы в 2005 году, Китай за 20 лет обошёл Индию в производительности труда в два раза к 2025 году. Однако, пройдя огромный путь, средний китаец до сих пор создаёт вдвое меньший ВВП в год, нежели средний работающий россиянин, и вчетверо меньший, нежели американец.
Печать