10 ноября НАБУ и САП объявили о проведении масштабной операции под названием «Мидас» по раскрытию крупной коррупционной схемы в энергетике. Прошли обыски у совладельца фирмы «Квартал 95» бизнесмена Тимура Миндича, а также у главы Минюста Германа Галущенко и в компании «Энергоатом», близких к бизнесмену. По данным следствия, участники коррупционной схемы в энергетике отмыли около $100 млн. В тот же день НАБУ начало публиковать первые фрагменты аудиозаписей разговоров в квартире Миндича. Как заявили в САП, фигуранты дела о коррупции в энергетике на Украине на "пленках Миндича" обсуждали между собой разговоры с Владимиром Зеленским.
Ситуацию прокомментировал политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор телеграмм-канала «Мир как конфликт», эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов. Скандал с «пленками Миндича» создает для Владимира Зеленского комплекс серьезных и многогранных негативных последствий во внутриполитической и международной областях.
Расследование, которое напрямую затрагивает ближайшее окружение президента, является мощным козырем в руках политической оппозиции. Она получает веские основания для обвинений главы государства либо в коррупционной сделке, либо в потере контроля над собственной командой. Это может привести к требованию отставки, инициации импичмента или роспуску парламента, что дестабилизирует всю политическую систему Украины в крайне уязвимое военное время.
Дело такой тяжести может спровоцировать внутренний раскол в партии «Слуга народа» и правительственной коалиции. Часть депутатов и чиновников, стремясь дистанцироваться от скандала, может перейти в оппозицию или начать саботировать инициативы президента.
Не менее серьезный удар наносится по международному имиджу Зеленского и Украины в целом. Западные союзники, предоставляющие Украине масштабную военную и финансовую помощь, крайне чувствительны к вопросам коррупции. Скандал с «пленками» используется противниками дальнейшей поддержки Украины в странах-донорах (например, в некоторых кругах США и ЕС) как доказательство, что помощь разворовывается. Это ставит под угрозу будущие пакеты помощи и ослабляет позиции Зеленского на международной арене.
Одним из ключевых условий для вступления Украины в ЕС является эффективная борьба с коррупцией и построение сильных независимых институтов. Громкое дело, демонстрирующее, что коррупционные схемы могли пронизывать верхушку власти, наносит серьезный удар по переговорной позиции Украины и может затормозить процесс евроинтеграции.
В то время как тысячи украинцев жертвуют жизнями на фронте, а общество терпит лишения, новости о миллиардных «откатах» в ближайшем окружении президента вызывают шок и глубокое разочарование. Это подрывает социальную сплоченность и веру в справедливость.
Крах имиджа «антиолигарха»: Владимир Зеленский пришел к власти, в том числе, на обещании покончить с системной коррупцией и влиянием олигархов. Дело Миндича, его давнего друга и партнера, наглядно демонстрирует, что старые практики не просто сохранились, но и, возможно, укоренились в самом сердце власти. Это является катастрофой для его политического бренда.
В конечном счете, все эти последствия бьют по личному авторитету Зеленского.
Даже если прямых доказательств личного участия президента в коррупционных схемах не будет, сам факт, что его ближайшее доверенное лицо замешано в таких махинациях, ставит перед Зеленским вопрос о его профпригодности, способности выбирать окружение и контролировать ситуацию в стране.
Таким образом, «пленки Миндича» – это не просто уголовное дело, а событие, способное вызвать глубокий системный кризис, который подрывает легитимность власти Зеленского изнутри, ослабляет его позиции на международной арене и наносит тяжелейшую травму доверию украинского общества.
Печать