Заместитель директора Центра ПРИСП, член РАПК, автор канала «Телеграбля» Валерий Прохоров – о проекте тоннеля под Беринговым проливом.Проект тоннеля под Беринговым проливом, который в медиа уже окрестили «тоннелем Путина –Трампа», выглядит на первый взгляд политическим символом возможного потепления между Москвой и Вашингтоном. Но в нём, возможно, есть и экономический смысл.
Стоимость строительства, по оценке главы Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева, составляет около восьми миллиардов долларов – сумма, которая для мегапроектов подобного масштаба выглядит умеренной. Это меньше, чем многие инфраструктурные проекты внутри США или отдельные участки скоростных магистралей в Китае.
Ключевое слово – инфраструктура. Речь здесь идёт не столько о 100-километровом тоннеле. Появляется возможность создания полноценного транспортного коридора, соединяющего Евразию и Северную Америку. Его реализация означала бы появление нового направления Северного морского пути, работающего в связке с железнодорожными и портовыми системами России и США, а возможно и Канады. Для Арктики (всей, не только российской) это новый уровень интеграции в мировую экономическую систему. Возможность создания трансконтинентального маршрута «Азия – Европа – Америка», ключевым элементом которого становится СМП, придаёт смысл не только самому тоннелю, но и всей логистике северного макрорегиона.
Экономически проект может быть оправдан в случае синергии трёх слагаемых.
Первое – это встраивание проектируемого транспортного коридора в глобальные цепочки поставок полезных ископаемых и энергоресурсов из Сибири и Дальнего Востока, с выходом на рынки АТР и Северной Америки.
Второе – это использование маршрута для транспортировки арктических грузов и редкоземельных металлов, востребованных в промышленности США и Канады.
Третье – встречный грузопоток, направленный в том числе и на развитие Арктической зоны России. Строительство тоннеля стимулировало бы создание новых населённых пунктов, портов, сервисных баз, а значит, обеспечило бы занятость и рост населения макрорегиона, способствовало бы повышению качества жизни в нём.
Очевидно, что определённый экономический смысл в строительстве трансконтинентального тоннеля просматривается уже сейчас. Со временем он может только усилиться за счёт мультипликативного эффекта, который неизбежно сопровождает подобные инфраструктурные мегапроекты.
Печать