Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов - о предложении Владимира Путина передать Украину под международное управление.В своем заявлении ночью 28 марта Президент России Владимир Путин озвучил неожиданную идею: передать Украину под временное международное управление при участии России, США и дружественных европейских держав, чтобы провести демократичные и прозрачные выборы и сформировать легитимное правительство, с которым уже можно было бы вести предметные переговоры о мире.
Фактически Президент Путин предложил воспользоваться особым механизмом урегулирования кризисов, в рамках которого ООН берет на себя временные полномочия по восстановлению государственных институтов, управлению территориями и организации выборов.
Хотя итоги подобных миссий ООН были не всегда успешными, чаще международная администрация оказывалась способна обеспечить стабилизацию и возврат к мирной жизни.
Успешные примеры управления ООНПервым примером применения данного механизма стала Западная Новая Гвинея. При посредничестве США ООН учредила на территории бывшей нидерландской колонии Временную исполнительную власть (UNTEA), которая с октября 1962 по май 1963 года фактически управляла территорией — развернула корпус чиновников, обеспечила функционирование госслужб и поддерживала порядок, после чего передала контроль Индонезии.
В Камбодже после подписания Парижских соглашений была развернута Временная администрация ООН (UNTAC), действовавшая с марта 1992 по сентябрь 1993 года. В условиях гражданской войны UNTAC получила широкие полномочия в сфере внешней политики, обеспечения безопасности и управления экономикой. В мае 1993 года под эгидой UNTAC были проведены выборы с участием 90% избирателей, принята новая конституция и сформировано коалиционное правительство. Несмотря на неполное разоружение комбатантов, UNTAC считается одной из самых результативных миссий ООН.
В Восточной Славонии — сербском анклаве на территории Хорватии — с января 1996 по январь 1998 года действовала миссия ООН (UNTAES), имевшая военную (до 5 тыс. миротворцев) и гражданскую компоненты (500 полицейских и 99 наблюдателей). UNTAES обеспечила мирную реинтеграцию региона в состав Хорватии, проведя разоружение ополчений и реформу полиции, а также организовав возвращение беженцев и проведение выборов.
Самой сложной и масштабной стала миссия ООН в Восточном Тиморе (UNTAET), действовавшая с октября 1999 по май 2002 года. UNTAET фактически выстроила базовые государственные институты и провела выборы в учредительное собрание (2001) и выборы президента (2002), заложив основы политической субъектности страны. До сих пор UNTAET считается лучшим примером применения модели международного управления.
Замороженные миссииНе все кейсы международного управления под эгидой ООН оказались результативными. В Косово временная администрация ООН (UNMIK), учрежденная в 1999 году, после одностороннего провозглашения независимости в 2008 году (при поддержке США и ЕС) была фактически вытеснена европейской миссией (EULEX).
На Кипре миссия ООН (UNFICYP) действует с 1964 года, но после турецкого вторжения (1974) ограничивается контролем буферной зоны и лишена реальных полномочий. Схожая ситуация наблюдается на Голанских высотах, где миссия ООН (UNDOF) с 1974 года лишь формально отслеживает соблюдение режима прекращения огня между Израилем и Сирией.
Перспективы для УкраиныПредложение Владимира Путина о проведении на Украине выборов под эгидой ООН возможно в случае утраты Киевом контроля над номинально украинскими территориями, а также при наличии консенсуса Совбеза ООН. Пока ни одно из этих условий не выполнено, и идея, очевидно, будет отвергнута Киевом и его европейскими партнерами.
Однако ситуация на земле имеет свойство внезапно и быстро меняться, и после истощения ресурсов Киева и его европейских союзников модель временного управления под эгидой ООН может оказаться востребованной.
На сегодняшний день слова Президента Путина — это дипломатический сигнал, а не план или руководство к действию. Станет ли Украина новым кейсом в послужном списке ООН, в первую очередь зависит от успехов России на поле боя и краха навязываемых Западом кабальных альтернатив.
Печать