Политтехнолог, директор региональных проектов Центра ПРИСП Антон Садкин прокомментировал интервью Геннадия Якубова о путях выхода из «миграционного кризиса».И предложения Геннадия Якубова, и инициативы Анатолия Бублика, безусловно, заслуживают вдумчивого обсуждения. Однако нельзя не отметить, что устранить упоминаемые ими проблемы можно и без радикальных перемен в области миграционной политики.
Например, возьмем вопрос безопасности, который неоднократно всплывал при обсуждении ситуации с иностранной рабочей силой. Люди жалуются, что, по их мнению, мигранты нарушают закон куда чаще, чем коренные жители, и зачастую преступления «иностранных специалистов» носят именно насильственный характер.
Бессмысленно обсуждать статистику МВД по этому поводу. Ей все равно не верят, отчасти – в силу воздействия стереотипов, отчасти – потому что вполне реальным потерпевшим приходят из полиции «письма счастья» об отказе в возбуждении уголовного дела. Из которых можно узнать, например, что лицо потерпевшему разбил не условный Абдулла, а «мимо проходившее» дерево, о которое они сами ударились. (Что клятвенно подтверждают его соседи Расул и Мага).
Опасения россиян по поводу «страшных мигрантов» - это результат не столько «беспредела приезжих», сколько дисфункциональности системы обеспечения граждан государством. А эта проблема складывается из двух компонентов. С одной стороны, МВД, располагая почти миллионным штатом сотрудников, отчитывается о дефиците полицейских. Некомплект кадров в ведомстве оценивают уже на уровне свыше 18%. И в первую очередь речь идет о людях, работающих «на земле» (участковых, сотрудниках патрульно-постовой службы и т.д.). Они бегут из полиции из-за переработок (немалая часть которых связана с заполнением бесполезной отчетности) и маленьких зарплат. С другой стороны, отсев лучших кадров способствует тому, что внутри ведомства растет число, выразимся мягко, «недобросовестных сотрудников». Власти реагируют на кризис. Так, еще в 2023 году президент России Владимир Путин подписал закон, упростивший правила поступления на службу в органы внутренних дел. Однако кадровый кризис в системе МВД еще далек от завершения, и многие давно назревшие меры пока лишь обсуждаются «наверху».
Если политическое руководство сумеет успешно «перезапустить» систему полиции, то степень остроты «миграционного вопроса» автоматически резко снизится.
И точно также могут быть нивелированы иные издержки миграции. Достаточно лишь заставить работать уже имеющиеся законы. Можно принять новые «эдикты», устанавливающие сверхжесткие запреты для приезжих. Но будет ли от этого толк, если законы по-прежнему будут исполняться по принципу «через раз»?
Печать