Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о внешнеполитической риторике Дональда Трампа.Риторика Трампа часто вводит западную (и не только) общественность в ступор. И шок широких народных масс связан не только и не столько со склонностью Дональда Фредовича примерять на себя маску молодого Жириновского. Трамп, претендуя на несистемность, может позволить себе отринуть лицемерные штампы официоза и пообщаться с аудиторией в режиме «как живой с живыми говоря». И в такие моменты из его уст вылетают не только слова правды. О ужас, иногда Трамп даже начинает сыпать истинами. И чаще всего, конечно, это проявляется при обсуждении вопросов внешней политики. Затрагивая внутренние проблемы США,
Трамп, так или иначе вынужден включать режим самоцензуры: слишком велик задеть одну из значимых групп влияния, поддержка которых и вознесла миллиардера на политический Олимп. А вот в отношении внешней политики старый-новый президент США обладает большей свободой. И потому без зазрения совести артикулирует чаяния «глубинных американцев» относительно курса страны на международной арене, пытаясь одновременно рационализировать его. Вторя многим представителям своего «ядерного электората», Трамп рассматривает ситуацию на международной арене сугубо прагматично, в отрыве от идеологических ориентиров. И это очень не нравится его оппонентам, поскольку реализм в вопросах внешней политики автоматически «обнуляет» моральные аргументы, при помощи которых сами США обосновывают легитимность собственной внешней политики.
В политической реальности Трампа нет место эвфемизмам вроде «мира, основанного на правилах». Есть только государства, их национальные интересы и инструменты для их достижения. Значимость этого фактора нельзя недооценивать. Для многих американцев и их союзников реально важна вера в то, что они «находятся на правильной стороне истории». Любой внешний стимул, заставляющий усомниться в этом, порождает у них полноценный экзистенциальный кризис в духе бессмертного «Ганс, мы что, злодеи»?
И, что особенно интересно, больше всего носителей веры в буквальную святость внешнеполитической миссии США проживают за пределами Америки. Наглядным примером в данном случае может служить «активное меньшинство» на Украине. Многие его представители буквально воспринимают США как воплощение Добра и Порядка, и потому любые попытки Трампа продемонстрировать политический реализм не укладываются в их черно-белую картину мира.
И в этом смысле президент США выступает в роли Великого Отрезвителя, напоминая миру, какая именно страна дружила с Сомосой и Пиночетом, снабжала оружием «красных кхмеров» и несет ответственность за военные преступления в Сонгми. Хотя действенность этого лекарства вызывает вопросы: вероятнее всего, шокированная публика просто постарается пережить очередной срок Дональда, твердя как мантру «Трампы приходят и уходят, а американская демократия остается».
Печать