Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП
Антон Тимченко – о признании ВС РФ законной
передачу мандата не по порядку очередности. Часть вторая.
Сначала мы описали рутинный сценарий передачи вакантного мандата и его оспаривания. Теперь же вспомним случай, когда процедура проходила нештатно.
ПредысторияЕсть два апокрифа о том, из-за чего у Павла Грудинина начались политико-административные неурядицы, но оба связывают это с его участием в президентской кампании 2018 года. Согласной первой версии (оппозиционной), всё дело в том, что как кандидат он стал пользоваться неожиданно высоким уровнем поддержки среди избирателей. Опасно высоким уровнем поддержки. «Вот система и стала ему мстить!».
Вторая версия (аппаратная) причину видит в другом. Президентская кампания идёт по сценарию, всё хорошо и предсказуемо, как вдруг бац — в ЦИК России приходят сведения о швейцарских и австрийских счетах Грудинина. По идее, нужно прощаться с регистрацией такого кандидата. Но чёртова стратегическая целесообразность: «сносить» с выборов, пусть и обоснованно, харизматичного кандидата от самой крупной оппозиционной партии — не самый лучший способ обеспечить спокойное течение кампании. Но и не «сносить» тоже странно. В общем, «Всех подставил, надо наказать».
Не знаем, какой из мифов ближе к правде, но для корректности описали оба. Как бы то ни было, эпизод с зарубежными счетами реально был, как и дальнейшие политико-административные приключения Павла Николаевича.
Процедуры & РитуалыВ марте 2019 года после смерти выдающегося учёного Жореса Алферова КПРФ решает передать ставший вакантным мандат депутата Госдумы Павлу Грудинину. Для этого Президиум ЦК партии принимает соответствующее постановление. Оставалась, казалось бы, формально-техническая процедура — чтобы ЦИК России на основании партийного решения принял своё постановление. И вот тут происходит довольно интересный сюжет.
На заседании ЦИК России вместо «технического» принятия постановления поднимаются содержательные вопросы. Упоминаются зарубежные счета Грудинина, не закрытые им в момент, когда он уже был в статусе зарегистрированного кандидата. А это значит, что после получения мандата его полномочия депутата будут сразу же прекращены. Поэтому смысла принимать постановление о передаче мандата ему нет.
В итоге за принятие постановления проголосовал только один член ЦИК России — Евгений Иванович Колюшин (наш замечательный преподаватель).
С одной стороны, случай уникальный. Но с другой, комиссия, – коллегиальный орган, решения принимаются голосованием. Как говорится, формально правильно.
Казалось бы, что делать? – Естественно, судиться. Но!
На танцпол выскакивает товарищ Иванюженков. Вернее, наоборот, совсем не товарищ.
Борис Иванюженков, также включенный в федеральный список кандидатов в депутаты Госдумы от КПРФ, обращается в Мещанский районный суд. Требование — признать незаконным партийное решение о передаче вакантного мандата Павлу Грудинину.
«Считая, что данное решение противоречит требованиям Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в части порядка принятия политической партией решения о передаче вакантного депутатского мандата, и нарушает его (административного истца) права и законные интересы, включая конституционное право быть избранным депутатом Государственной Думы, указывая на то, что более двадцати лет занимается государственной и общественной деятельностью, в том числе активно работает в политической партии КПРФ; в 2011-2016 году представлял избирателей в Государственной Думе, будучи избранным в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Коммунистической партией Российской Федерации, Иванюженков Б.В. обратился в суд с вышеуказанными требованиями.»
Суд требования удовлетворил:
«… в оспариваемом постановлении не приведен мотивированный вывод о передаче Грудинину П.Н. мандата вне очереди, вопреки четкой методики передачи мандата по порядку по списку кандидатов партии, которая согласно позиции Конституционного суда может быть нарушена только в случае наличия в решении партии мотивировки такого решения.»
В общем, передача вакантного мандата – обычно формально-техническая процедура, но возможны и эксцессы.
Печать