Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – о всеобщих выборах в Гане.В начале декабря в Гане прошли 9-е с момента установления многопартийной системы
всеобщие выборы, контекст которых был обусловлен социально-экономическими проблемами, определившими ключевые темы предвыборной кампании.
КонтекстКлючевой проблемой выборов стал экономический кризис, сопровождавшийся рекордной инфляцией — 54% в 2023 году — и обесцениванием национальной валюты. Программа реструктуризации государственного долга, ставшая условием получения помощи от МВФ, обесценила сбережения граждан, особенно ударив по среднему классу и малому бизнесу.
Общественное недовольство усилил кризис системы здравоохранения, снижение качества государственных услуг, растущее региональное неравенство и молодежная безработица, достигшая 15%.
Острой темой также стала незаконная добыча золота, которая не только приводит к снижению налоговых поступлений, но и к тяжелым экологическим последствиям: загрязнению рек, массовой вырубке лесов и сокращению сельскохозяйственных угодий. В результате сельские общины, столкнувшиеся с этими проблемами, стали ядром оппозиционного электората.
Избирательная системаВыборы президента Ганы проходят по стандартной системе абсолютного большинства в 2 тура. Депутаты 276-местного парламента избираются в одномандатных округах по системе простого большинства.
2 декабря было организовано досрочное голосование для сотрудников полиции, избирательных комиссий и представителей СМИ.
Количество избирателей и явкаВ списки избирателей было включено 18 774 159 человек. Примечательно, что поколение Z, составившее 55,1% избирателей (более 10,3 млн человек), стало для партий приоритетным сегментом электората, в связи с чем ключевую роль в агитации сыграли TikTok и Instagram.
Явка на выборах составила 60,88%, став заметным снижением по сравнению с 79% в 2020 году, что подчеркивает разочарование избирателей в политических лидерах.
Партии и кандидатыДля участия в президентских выборах было зарегистрировано 13 кандидатов, однако одна из них — Акуа Донкор — умерла до дня выборов. Из оставшихся кандидатов 9 представляли партии, еще 4 были независимыми.
Несмотря на разнообразие политических сил, политическая система современной Ганы характеризуется двухпартийной системой, в рамках которой Новая патриотическая партия (НПП) и Национальный демократический конгресс (НДК) чередуют между собой роли правящей партии и оппозиции, сменяя друг друга каждые 2 электоральных цикла.
Таким образом, главными конкурентами на президентских выборах были:
🔻 Джон Махама — Национальный демократический конгресс (НДК);
🔻 Махамуду Баумия — Новая патриотическая партия (НПП).
В парламентских выборах участвовал 801 кандидат: 690 от партий и 111 независимых.
Результаты выборовПо итогам обработки 97,46% бюллетеней, уверенную победу на президентских выборах одержал оппозиционный кандидат Джон Махама, набрав 56,55% голосов. Его главный оппонент, действующий вице-президент Махамуду Баумия, получил 41,61% голосов.
На парламентских выборах НДК также закрепил свое преимущество, обеспечив себе 185 мест, в то время как НПП получила 80 мандатов, а независимые кандидаты — всего 4.
Также из-за оспаривания итогов голосования и требований повторного подсчета голосов на 17 декабря все еще не подведены результаты выборов в 7 округах.
ПрогнозыВыборы закончились прогнозируемой реконфигурацией политических сил, а полученное НДК квалифицированное большинство в парламенте дает Джону Махаме уникальную возможность провести долгожданные реформы для борьбы с инфляцией, стабилизации валюты и создания рабочих мест.
В свою очередь НПП, показавшая худшие результаты за последние 24 года, столкнулась с необходимостью перемен внутри партии.
Кроме того, признание поражения Махамуду Баумией и мирная передача власти вновь подтвердили репутацию Ганы как “островка стабильности” в Западной Африке, укрепив доверие инвесторов и позиции страны как ключевого партнера США и ЕС в регионе.
Печать