Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов - о политической ситуации в Южной Корее.До сегодняшнего дня политическая история Южной Кореи, начиная с восстановления демократической системы в 1987 году, знала 2 случая импичмента.
В 2004 году президент Но Му Хён был отстранен от должности, но позднее восстановлен Конституционным судом. В 2017 году президент Пак Кын Хе была смещена после громкого коррупционного скандала.
Теперь президент Юн Сок Ёль войдет в историю как 3-й глава государства, отстранённый от власти парламентом.
Политический тупикИзбранный в 2022 году с минимальным отрывом — самым маленьким за всю историю демократической Южной Кореи, Юн Сок Ёль еще до нынешнего кризиса столкнулся с чередой скандалов и подвергался масштабной критике на фоне противостояния с Национальным собранием, контролируемым оппозицией.
К декабрю 2024 года его рейтинг снизился до рекордно низких 11%, что объяснялось рядом факторов:
— обвинения в коррупции и злоупотреблении властью, связанными с его супругой Ким Гон Хи;
— экономические проблемы и блокирование реформ, что оттолкнуло ключевых сторонников — фермеров и профсоюзы;
— уступки Японии по вопросу репараций.
Ситуация достигла пика, когда Юн предпринял попытку ввести военное положение, стремясь усилить контроль над управлением страной, парализованный действиями оппозиции.
От военного положения до импичмента3 декабря 2024 года президент в обращении к нации объявил военное положение, ссылаясь на "антигосударственную деятельность" оппозиционных законодателей.
Военные силы были направлены для блокировки работы Национального собрания, однако депутаты прорвались в здание парламента и единогласно проголосовали против указа, что вынудило Юна отозвать решение спустя несколько часов.
Арестованный министр обороны Ким Ён Хён, который, по разным сведениям, рекомендовал данный шаг, взял на себя всю ответственность за кризис, что не спасло Юна от последствий — оппозиция обвинила президента в попытке переворота и инфицировала импичмент.
В ходе голосования 7 декабря оппозиция не смогла набрать 2/3 голосов из-за бойкота со стороны партии Юна "Сила народа". Однако массовые протесты вынудили провести повторное голосование: 14 декабря импичмент поддержали 204 из 300 парламентариев, включая 12 депутатов из партии президента.
Юн остается непреклонным: в телеобращении после импичмента он заявил о своем намерении "бороться до конца" и защищать свои действия в Конституционном суде, что еще сильнее раскололо общественное мнение.
Политические последствияНа время кризиса главой страны стал премьер-министр Хан Док Су, пообещавший стабилизировать ситуацию.
В течение следующих 180 дней судьбу Юна должен решить Конституционный суд. Если суд утвердит импичмент, то Юн будет окончательно отстранен от власти, и в течение 60 дней пройдут внеочередные выборы — не позднее мая 2025 года. Если Юн все же решит уйти в отставку добровольно, то выборы могут быть проведены уже в феврале.
В этой связи остро встал вопрос составе Конституционного суда: из 6 действующих судей 4 были назначены Юном и его партией, поэтому оппозиция намерена до начала слушаний утвердить на 3 вакантных места своих выдвиженцев.
ПрогнозыИмпичмент Юна становится переломным моментом для Южной Кореи, который происходит на фоне роста напряженности на Корейском полуострове: за последний месяц Северная Корея провела 5 испытаний ракет. В то же время Южной Корее предстоят сложные переговоры по вопросам обороны с администрацией Дональда Трампа, что добавляет неопределенности.
На этом фоне лидер Демократической партии Ли Чжэ Мён — главной оппозиционной силы страны — оказался в весьма выгодной позиции. Его партия уже контролирует парламент, а критика политики Юна и обещания экономических реформ находят отклик у широкой аудитории, что делает его главным фаворитом на вероятных досрочных выборах.
Политический взлет Ли также может серьезно повлиять на внешнюю политику страны. Так, несмотря на разные позиции России и лидера южнокорейской оппозиции по украинскому кризису, он избегает резких заявлений в адрес Москвы и выступает против поставок оружия Киеву, что дает шанс на конструктивный диалог.
Печать