Журналист, эксперт Центра ПРИСП
Петр Скоробогатый в своем
Telegram-канале продолжает следить за обстановкой на Украине.
Украина. Итоги 29.10.2024. Девятьсот восемьдесят первый день операции.
1. После месячной оперативной паузы южнодонбасское направление снова пришло в движение. Перегруппировав войска и создав постепенно фланговые условия для штурма, буквально за одну неделю были взломаны и без значительных разрушений взяты крупные опорные пункты ВСУ – Селидово и Горняк. На всю операцию по 50-тысячному Селидову ушло примерно 5-6 недель, это сильный контраст по сравнению с иными городами такой площади и застройки, которые ранее брали ВС РФ. По сути взломаны все замки к югу от Покровска (Красноармейска).
2. Одновременно перешли в наступление части ГВ «Восток», которые стремительным броском от Угледара взломали оборонительную линию Шахтерское - Новоукраинка – Богоявленка. При удачной перспективе соединения ГВ «Восток» и ГВ «Центр» могут встретиться на пересечении по реке Волчья, оформив большой «котёл» вокруг кураховской группировки ВСУ. Задача минимум – Успеновка. Серьёзных линий обороны и крупных населённых пунктов на этом пути нет, вопрос в резервах и динамике. Также напрашивается фланговая операция по взятию Великой Новоселки, это упростит логистику и обезопасит российский фланг, и только потом мы увидим штурм Покровска, на защиту которого ВСУ делает большую ставку.
3. Украинская оборона на южнодонбасском направлении испытывает серьёзные трудности, однако в большей степени они обусловлены максимальным приложением сил и ресурсов ВС РФ в данной точке фронта, тогда как проблемы ВСУ везде одинаковые. Дефицит опытных стойких мотивированных частей вынуждает Киев фрагментировать оборонительные порядки, концентрируя технику и боеспособные силы на опасных направлениях, но не имея возможности прикрывать их тылы и фланги смежниками идентичного уровня. Как правило, это части теробороны, которые всё чаще сыплются и отступают, позволяя ВС РФ устраивать полуохваты и обходить линии обороны, обращённые к югу и не имеющие круговых фортификаций.
4. В октябре российская армия вновь поставила рекорд по занятым территориям (с 2022 года и без учета ситуации в Курской области), взяв, по разным оценкам, от 500 до 700 квадратных километров. В августе и сентябре 2024 года по данным lostarmour.info было 425 и 390 соответственно. Темпы могут расти, так как пространство становится более открытым, равнинным, меньше минирования и дронов, а главное снижается плотность противника в окопах.
5. Перспектива сбережения сил ВСУ для контрудара туманна. Большое количество ресурсов сжирает Курская область, куда продолжают поступать качественные подкрепления с техникой. Оценка ситуации на земле здесь покрыта туманом войны. Российские части не торопятся возобновлять штурмовые действия, работая поступательно. Сказывается также слабая слаженность пестрого состава накопленных здесь частей ВС РФ. Ходят упорные слухи о возможности ввода на этом направлении северокорейских подразделений. Никаких свидетельств нет.
6. Задача российской армии усилить давление в точках напряжения для вытягивания резервов ВСУ. Это Дзержинск (Торецк) и Часов Яр, где идёт медленное продвижение наших штурмовых групп. И, вероятно, новая точка – Купянск. На этом направлении российским войскам, наконец, удалось подойти вплотную к городу с севера и юга. А на направлении Кременной завершается формирование плацдарма ВС РФ на левом берегу реки Жеребец, где идут бои за Терны и Торское: это позволит создать перспективу битвы за Лиман и, косвенно, облегчит взятие Северска. Также полностью ликвидирован работинский выступ на запорожском направлении.
7. Признаков изменения стратегии Киева не наблюдается, в украинском дискурсе проводится оборонительная операция с неизбежными потерями. Готовятся новые линии обороны на стыке Запорожской, Днепропетровской и Донецкой областей, у Запорожья, Покровска, Константиновки, Купянска. Нет массовой сдачи в плен и тотального разрушения систем оперативного командования. На политическом уровне взята пауза до американских выборов и консультаций с новым президентом США.
Печать