Председатель комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов – о русских культурных сезонах, которые проходят сейчас в Индии.На днях в рамках программы «Слово о русском сердце» в Республике Индия, которая проводится Центром креативных индустрий «Новый город» и Россотрудничеством при поддержке Общественной палаты России, Русского географического общества, Russia Today, Союза российских городов и других партнеров, состоялись дискуссии по проблемам молодежной политики, возможностям усиления культурного влияния России в Индии. Также прошла большая сессия, посвященная туристическим продуктам регионов России, она называлась «Открывая Россию, новые туристические продукты в российских регионах». На этой сессии о новых туристических возможностях рассказали представители регионов России. Например, председатель городской думы города Сыктывкара Анна Дю рассказала о событийном туризме в Республике Коми, министр приоритетных проектов и туризма Курской области Анна Коновалова рассказала о том, как они в сегодняшних непростых условиях, тем не менее активно, развивают культурно-познавательный и креативный туризм.
Состоялась презентация туристического потенциала Донецкой Республики, которая сегодня активно выходит на туристический рынок. И, конечно же, о возможностях посещения российской столицы поведал представитель правительства Москвы.
Моя миссия состояла в том, чтобы рассказать о тенденциях развития туризма в РФ. Я обозначил активное развитие внутреннего въездного туризма в России, которое набрало темп за последние четыре года благодаря поддержке президента России и появлению национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Рассказал также о новых туристических точках на карте России. Например, говорил о Рыбинске, в котором родились основатели крупнейших голливудских киностудий братья Шенк, сегодня город считается родиной Голливуда. Благодаря кардинальному изменению городской среды, приведению вывесок, фасадов, мостовых и набережных в соответствие со стандартом 19 века, сегодня, приезжая в этот город, мы как бы перемещаемся во времени. Еще рассказал о том, что у нас сегодня есть свой Мачу-Пикчу в Республике Дагестан, это аул Гамсутль. Говорил о том, что у нас в стране можно встретить массу удивительного, и в этом смысле появление Лохнесского чудовища в наших озерах тоже в шутку можно считать совершенно реальным, во всяком случае озеро Лабынкыр в Якутии привлекает туристов именно этим.
Я рассказывал еще о том, что сегодня туристические продукты в регионах России стали гораздо более многогранными. И если раньше туристов привлекали прежде всего невероятные природные красоты, например, озеро Байкал или гейзеры Камчатки, пляжи черноморского побережья, то сегодня практически в каждом из регионов можем найти что-то совершенно своеобразное и интересное для посещения. Появляются не только новые точки притяжения, но изменяются форматы работы с туристами. Москва, например, теперь так же, как и Тюмень, становится пляжным курортом, потому что летом практически в каждом районе Москвы можно встретить бассейн для купания, в Тюмени можно практически в каждом районе найти комплекс с водами на горячих источниках. В этом смысле город, который считался сугубо административным - Москва, стал курортным, пляжным даже. А город, который считался сугубо нефтегазовым центром развития, стал городом-курортом для многих, кто готов его посетить. Те точки на карте, которые славятся своими историческими ценностями, все больше диверсифицируют свой турпродукт, например, Коломна и Таруса сегодня - это возможность отдохнуть на берегу Оки, поучаствовать в театрализованных представлениях по изготовлению тех или иных гастрономических продуктов, таких как пастила или калач.
Ну а продукция креативных индустрий также становится туристическим хитом, как это произошло с пуховой модой в Оренбурге, с появлением самых разных продуктов с использованием оренбургского пухового платка, будь то женские блузки, мужские галстуки, иконы или мебель с оренбургским пуховым платком. В этом смысле появление закона о креативных индустриях подхлестнет креативный туризм к еще более интенсивному развитию.
Интересно, что даже коллективные средства размещения – гостиницы, отели или, например, вокзалы – сегодня приобретают совершенно необычный облик. Мы видим гостиницы, которые одновременно являются галереями, видим железнодорожные вокзалы, такие как, например, в Иванове, которые становятся креативными кластерами. Мы видим рестораны, которые совмещают функции музеев, как происходит в одном из ресторанов Махачкалы, в таких местах одновременно демонстрируют традиции, культуру и одежду народов Дагестана.
В России много интересного, я с удовольствием презентовал самые разные новые продукты, которые появляются в разных регионах России. Ну а вечером по итогам прошедшего дня состоялся гала-концерт творческих коллективов, которые приехали в Индию из России. Концерт прошел в городском парке и собрал тысячи жителей столицы штата Керала в Индии.
Я рассказал индийским коллегам о том, как мы выстраиваем интернациональный и международный диалог между разными странами, показывая ценность и важность русского, российского вклада в историю, культуру той или иной страны. Мы, к сожалению, очень мало знаем о том, что россияне сделали в разных частях планеты, какой они вклад внесли, хотя этот вклад чрезвычайно обширен. Мало кто знает, что из трех-четырех самых заметных бразильских художников двое – это выходцы из России, что в Уругвае или Аргентине целые города и села основаны русскими людьми и до сих пор их жители носят русские фамилии. Мы, говоря о культурном диалоге между Индией и Россией, тоже, к сожалению, обладаем только ограниченной информацией. Да, мы знаем о том, как путешествовал за три моря в Индию Афанасий Никитин или о том, как увлекался Индией Николай Рерих, но мы, например, не знаем о том, что совершенно незрячий большой российский писатель Василий Ярошенко, мыслитель, имя которого должно остаться в веках, обладая такими физическими недостатками, тем не менее, вел прямой личный диалог, путешествуя по миру с Рабиндранатом Тагором. И великий индийский философ учитывал его мысли в своих выводах. Таких примеров можно приводить много. На протяжении уже нескольких лет мы ведем подготовку к появлению платформы «Живое наследие русского зарубежья» с информацией не только о том, какие культурные и туристические бренды наиболее интересны в определенных регионах страны, но и какие русские бренды, какой российский вклад может быть прославлен в той или иной части планеты, в той или иной стране.
Хочется сказать, что на прошедшем дне программы «Слово о русском сердце» презентовали свои интересные проекты представители Калужской, Липецкой областей, многих других регионов страны. Отдельная программа была посвящена Донецкой Народной Республике, открылась выставка, посвященная трагедиям, боли и силе тех людей, которые живут в этой республике. Состоялась презентация книги «Вопреки» Елены Никитиной, которая рассказала о том, как в сложных условиях она участвовала в продвижении ДНР и в управлении этой республикой. Множество индийских коллег, собравшихся в Русском доме, с интересом ознакомились с культурными сокровищами, достижениями различных регионов России.
Пару дней назад в городе Тируванантапураме (Тривандраме) открылись Дни русской культуры, которые получили название «Слово о русском сердце». Это программа, которая реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и Россотрудничества России, Центром креативных индустрий «Новый город». В этом году уже реализовалась такого рода программа в Китае, теперь стартовала насыщенная программа культурного диалога между Россией и Индией, которая собрала представителей самых разных российских регионов. На площадке Русского дома в Тривандраме состоялись первые мероприятия, встречи, в числе которых и прошла презентация нашей национальной платформы о культурных брендах «Россия, живое наследие». Я рассказал об инициативе, которая появилась у нас пять лет назад - собрать на одной интернет-площадке информацию о всех ключевых культурных брендах страны с привязкой к конкретным регионам, городам и селам традиций, образов, имен великих людей, гастрономических брендов, художественных и народных промыслов, стилей, которые составляют славу российской культуры, и дать возможность для удобной навигации по этому обширному блоку информации. А также - навигации по стране, возможности составления собственных маршрутов на основе использования автоматизированной системы, которая сама при соединении точек на карте дает описание маршрута, его содержание, выстраивает логистику, определяет хронометраж такого рода путешествия. Рассказал том, какую работу мы провели, о том, какой результат мы получили и о том, как воспользоваться народной платформой «Живое наследие» не только в части составления собственных туристических маршрутов, организации путешествия или изучения российской культуры, но и в части продвижения тех брендов, культурных сокровищ, которые нам особенно дороги. Поскольку на народной платформе «Живое Наследие» каждый может заявить о своем культурном бренде, сделать его описание, дать фотоматериал и направить на рассмотрение жюри для возможности опубликовать его на таком значимом ресурсе, который сегодня собирает уже более 4 миллионов пользователей.
Печать