Член СПЧ, председатель Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Александр Брод – о личном общении, общей работе и последних днях Н.К. Сванидзе.Николай Сванидзе – знаковая фигура для российской журналистики, для гражданского общества, да и нашей новейшей истории. Он буквально ворвался на наше телевидение и сразу стал заметен. Яркий, умный, образованный, интеллигентный. Это был разительный контраст прежнему официозу. У Сванидзе сразу появилась своя аудитория, свои поклонники. Его выступлений ждали, он был одним из тех, кто формировал общественное мнение. Мне жаль, что так и не отмечен наградами его сериал «Исторические хроники с Николаем Сванидзе» – гигантский труд, мастерски снятый, перелопачено громадное количество материала, книг, дневников, архивных источников. И в центре сериала он – мудрый, всезнающий ведущий, комментарии которого точны и ироничны.
Мы познакомились лет 15 назад, вместе заседали в Общественной палате России, было несколько совместных мероприятий. Запомнилась совместная поездка в Дагестан. Потом мы
работали в СПЧ. Несколько раз он выступал перед президентом. Президент, как мне казалось, уважительно к нему относился. А один раз, после заседания, неожиданно для всех обнял Николая Карловича. В общении с коллегами Сванидзе был тёплым, внимательным, жизнерадостным, с уникальным чувством юмора. Как журналист мог быть беспощаден. Особенно к сталинистам, шовинистам, негодяям, реакционерам.
Не все его взгляды я разделял, порой спорили, но даже эти расхождения не влияли на добрые отношения. Будучи в регионах, ко мне подходили пожилые учителя, врачи, технари, говорили: вы общаетесь со Сванидзе, мы его уважаем, передавайте привет.
После инсульта и ковида он очень сдал, ухудшилась речь. Перестал появляться в медиапространстве. Всё мы надеялись, что Николай Карлович пойдёт на поправку. До последнего дня переписывались с ним. Он любил присылать фото и ролики с какими-то кошками, собачками и добрыми пожеланиями. Я писал шутливые подписи к этим изображениям. Придумал даже цикл про обывателя по фамилии Кац, как он воспринимает окружающие события. Некоторые мои подписи Николаю Карловичу нравились.
Многим будет недоставать этого человека. Остаётся помнить и пересматривать его программы, фильмы.
Печать