Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев – об общественном наблюдении за выборами в разных странах.Общественные наблюдатели на выборах являются неотъемлемой частью избирательного процесса. В России этот институт официально существует с 2018 года и закреплен законодательно. Практика направления наблюдателей Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами регионов была впервые апробирована в 2018 году на выборах президента. Сегодня можно сказать, что институт общественного наблюдения в нашей стране уже достаточно укоренился.
В других странах проблемы наблюдения на выборах решают по-разному. Вспоминается рассказ товарища, побывавшего на выборах в скандинавской стране. На избирательном участке при подсчете голосов отсутствовали представители главной оппозиционной партии. Вы что думаете, что мы можем посчитать нечестно? — удивлялись его вопросам счётчики бюллетеней.
В Нидерландах и Швейцарии любой избиратель может наблюдать за процессом голосования и подавать жалобы о нарушениях. В Сербии институт общественного наблюдения появился только в 2022 году. В США лишь 8 штатов законодательно закрепили возможность общественного наблюдения на выборах. В Беларуси наблюдатели могут назначаться трудовыми коллективами, общественными организациями и группами избирателей. В Австрии, Франции и Турции наблюдают только представители политических партий и кандидатов, участвующих в выборах. В Азербайджане, Великобритании, Финляндии, Латвии и Эстонии наблюдатель может быть назначен в рамках самовыдвижения. В Узбекистане — органами территориального самоуправления.
Как следствие цифровизации выборов в России и Эстонии общественное наблюдение предусмотрено в рамках дистанционного электронного голосования. В Болгарии наблюдатели должны вести прямую трансляцию процесса голосования и подсчета голосов в социальные сети. В Латвии снимать и фотографировать в помещении для голосования можно только при наличии соответствующего разрешения.
Всюду жизнь и свои порядки.
Выборы должны быть прозрачными и открытыми, волеизъявление избирателей не должно быть предметом манипуляций и фальсификаций. Дополнительным инструментом контроля могут выступать экзитполы.
В РФ Общественный штаб по наблюдению за выборами является местом, где можно получить поддержку в случае нарушений. Москва гордится, что Общественные штабы начались с неё, потому в следующем посте попробую разобрать как устроен и работает наблюдение в Москве.
Ну, а завершу тем, что для кого-то наблюдение нужно, чтобы защитить свой результат. Для кого-то для легитимизации итогов выборов. Одно другому гипотетически не противоречит.
Доверие к выборным процедурам — основа выборов.
Печать