Политтехнолог, ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский - о рейтинге качества жизни, представленном АСИ.Как и другие подобные продукты Агентства стратегических инициатив, ежегодный рейтинг качества жизни в регионах России фактически препарирует этот интегральный показатель. Достаточно сказать, что для определения региона на соответствующее место в рейтинге исследователи оценивают 141 элемент жизни, какие-то на основе объективной статистики, другие – по социологическим и экспертным опросам. «В телевизоре» мы видим просто места, которые занимают регионы, а региональные управленческие команды получают для использования в работе инструмент, наглядно указывающий, какой из показателей необходимо подтянуть, чем именно люди недовольны.
Так что, уверен, после очередного заседания наблюдательного совета даже в регионах-лидерах состоятся серьезные совещания с выработкой конкретных мер. Удержаться вверху списка все сложнее, ведь в конечном итоге цель состоит в том, чтобы все регионы разместились на одном месте – первом.
В целом, очевидно, что значительное влияние на место региона в рейтинге оказывает обеспеченность собственными доходами. Но не только большие доходы бюджета, разумеется, определяют качество жизни, но и умение управленческих команд грамотно распределять эти средства. К примеру, в лидерах традиционно находится Москва. Также в тройку все три года замеров помещают Тюменскую область, однако в прошлом году ее со второго места оттеснил Санкт-Петербург.
Удержаться же в тройке рейтинга Тюмени помогает хорошая обеспеченность медиками в пересчете на 1 тыс. человек населения. При этом и количество населения региона год от года возрастает – увеличилось на четверть за последние десять лет. Положительная миграция между регионами объясняется появлением новых и развитием существующих обрабатывающих производств. Имея ресурсы на месте, их не бездумно выкачивают и продают на внешнем рынке, но используют как энергию для развития. Пример – глубокая переработка на предприятиях Тобольской нефтехимической площадки. Предприятия в регион приходят социально ответственные, так что рост промышленности дает кумулятивный эффект с точки зрения качества жизни.
Если рассмотреть первую двадцатку регионов, острота конкуренции еще более наглядная. Челябинская область отвоевала у соседей по таблице одну строчку, переместившись с 15-го места на 14-е. Но за этой незначительной на первый взгляд динамикой стоит большая работа. Здесь уверенно растет продолжительность жизни, притом что, скажем политкорректно, ранее регион считался по этому показателю отстающим от средних значений. Серьезно поправили первичное звено медицинского обслуживания: в малых населенных пунктах введено в строй больше 100 ФАПов. И это на фоне рекордов по вводу жилья, которого за прошлый год построили 2,1 млн кв. м, расселив, кстати, все дома, признанные ветхими или аварийными, на два года раньше срока, установленного соответствующей программой.
Подпирает Челябинскую область иной по характеру социально-экономического развития и продвижения к вершинам рейтинга регион. Самарская область, не попавшая в первую двадцатку по итогам 2021-ого года, за время дальнейшего наблюдения сделала серьезный рывок с 19-го места в прошлом году на 15-е. Здесь в первую очередь видны системный подход региональной управленческой команды и тесное сотрудничество с федеральным центром.
Год от года власти Самарской области подтверждают способность решать масштабные задачи, и это становится залогом роста федеральной поддержки. Здесь прошла масштабная модернизация здравоохранения, развивается центр по производству беспилотных летательных аппаратов. Этот же принцип можно отнести и к местным ячейкам гражданского общества – Самара сегодня регулярно становится площадкой для федеральных мероприятий по обмену опытом между некоммерческими организациями, работа которых так же важна для восприятия гражданами своей жизни как высококачественной.
Печать