Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о причинах появления предложения запретить ношение никабов. К сожалению, для большинства верующих людей религия – это не столько само вероучение (то есть в первую очередь смыслы и ценности), сколько регулярное и жесткое исполнение обрядов. Которое на практике зачастую выхолащивает все позитивные моменты в той или иной религии. Ярким примером в данном случае может служить отношение к посту. И в данном случае речь не о том, что многие верующие не будут есть мясо, но с радостью начнут «пожирать» своих домашних, коллег или соседей в домовом чате при первой же возможности. Сколько раз в «лихие девяностые» условный «раб Божий сиплый» после очередного визита в лес с несговорчивым бизнесменом шел на исповедь к батюшке, надеясь, что пожертвование на ремонт колокольни и клятвенное заверение в духе «мы всей братвой пост держим» обнулит его грех?
В лучшем случае «обрядоориентироваанные» верующие сами жестко придерживаются предписаний своих духовных учителей относительно бытового поведения (и стараются принудить к тому же членов семьи). В худшем – еще и пытаются принудить окружающих к выполнению тех же правил. В том числе – вопреки законам, здравому смыслу и соображениям безопасности. Многие помнят, например, как в 2018 г. группа ортодоксальных иудеев из Израиля напала на экипаж пассажирского лайнера авиакомпании El Al и заставила его посадить воздушное судно, чтобы соблюсти шаббат.
Это само по себе несет большие риски. Но их масштабы удваиваются, если речь идет о религиозных общинах, для которых характерен высокий уровень воцерковленности, дисциплинированность и ориентация на харизматичных лидеров. И безразлично, идет ли речь о христианах-евангелистах, мормонах или представителей отдельных направлений ислама. Потому что при наличии этих характеристик община в большинстве случаев начинает агрессивно продвигать свои ценности во вне, выступая в роли то «полиции моды» («да мы тебе сейчас эти шорты на голову наденем»), то «полиции нравов» («как ты посмел при людях взять свою девушку за руку»). Либо начинают изолироваться от иноверцев, создавая полузакрытые анклавы на их территории.
На этом моменте многие российские мусульмане могут сказать: «Стоп, батенька, вы белены объелись? У нас в Татарстане или Башкортостане мусульмане живут бок о бок с христианами целые столетия, и никаких «шариатских патрулей» здесь что-то не наблюдается». И они будут правы. Но есть одно «но». Мусульмане Поволжья – в подавляющем большинстве являются представителями ханафитского мазхаба (одной из ведущих религиозно-правовых школ в исламе). Который изначально является наименее фундаменталистским и предполагает наиболее широкие возможности для общения с иноверцами.
Однако с конца 1990-х гг. ханафистская разновидность ислама начала постепенно вытесняться шафиитской, которая на территории России традиционно была распространена только в Чечне, Ингушетии и части Дагестана, и ханбалистской (ныне процветающей в Саудовской Аравии и Катаре). Результатом этого стало, например, появление в 2020 г. фетвы Духовного управления мусульман России о запрете браков между мусульманами и представителями других конфессий. (К слову, против этого решения выступили председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов и муфтий Москвы Альбир Крганов и секретарь Совета улемов Духовного управления мусульман Татарстана Рустам Нургалеев).
Распространение никабов – это также следствие экспансии шафиизма и ханбализма. Представители первого призывают женщин скрывать перед чужими мужчинами даже кисти рук, а вторые видят искушение даже в демонстрации ногтей.
Распространение никабов – это лишь часть более масштабной проблемы. Оно демонстрирует рост популярности тех версий ислама, которые изначально ориентированы на изоляцию от иноверцев или атеистов, либо конфронтацию с ними. Никаб – это лишь один из инструментов, позволяющих отделить «своих» от «чужих» и предотвратить их интеграцию. Причем речь идет не только о визуальной маркировки. Смысл ношения никаба заключается не только в демонстрации своей инаковости. Никаб, с точки зрения соответствующих направлений в исламе – защита от греховных помыслов. Соответственно, отсутствие никаба, отказ от него свидетельствует от развращенности человека или его склонности ко греху. Что формирует четкую установку на отношение к окружающим иноверцам и общение с ними: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста».
Печать