Правительство Ирана выразило соболезнования в связи с гибелью в авиакатастрофе президента Эбрахима Раиси. В заявлении говорится, что «трудолюбивый и неутомимый президент», который «служил великому народу Ирана на пути развития и прогресса страны» «пожертвовал своей жизнью ради нации».Эксперты оценили перспективы отношений России и Ирана после гибели Раиси.Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин:Основной вектор в российско-иранских отношениях останется прежним, так как его определяет не президент, а рахбар Хаменеи. Но президент Раиси был активным сторонником их развития, для него они входили в число личных внешнеполитических приоритетов - так что он не просто исполнял волю рахбара. Следующим президентом будет также избран консерватор (реформаторы в Иране сейчас фактически отстранены от электоральной политики), но степень приоритетности для него отношений с Россией в долгосрочной перспективе пока неясна. И есть вопрос о том, кто будет преемником рахбара - Раиси был одним из главных кандидатов.
Член правления РАПК, глава аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский:Полагаю, гибель Эбрахима Раиси никак не скажется на российской политике. Мы увидим лишь ужесточение риторики касаемо того, что на лидеров стран, которые не поддерживают агрессивный курс Запада на установление им глобального господства, совершаются покушения.
На мой взгляд, курс Ирана останется неизменным, несмотря на гибель президента. Понятно, что он определял многие вещи политического характера. Но духовный вектор все равно задает лидер страны аятолла Хаменеи. Поэтому Иран останется стратегическим партнером России, в том числе в противостоянии с глобальным Западом.
Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачёв: Поскольку в Иране вертикаль власти возглавляет не президент, а духовный лидер, то никаких последствий для Кремля в смерти президента Раиси не просматривается. На российской политике никак не скажется. От перемены президентов Ирана сумма не меняется: центр принятия решений находится в другом месте.
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов:С одной стороны, Раиси был последовательным и близким другом нашей страны, он многое сделал для того, чтобы вывести отношения между Россией и Ираном на уровень стратегического партнёрства. С другой стороны, не нужно забывать, что национальным, политическим и идеологическим лидером в Иране является не президент, а аятолла, духовный лидер страны. В этой системе координат президент – важная, но своего рода технократическая должность.
В этой связи полагаю, что не следует ожидать принципиальных изменений в отношениях между Ираном и Россией. Вице-президент Мохаммад Мохбер придерживается того же ультраконсервативного направления. Сейчас он временно исполняет обязанности президента и с очень большой долей вероятности именно он и будет избран новым президентом, продолжив реализацию той же внешней и внутренней политики, которую проводил и Раиси.
Печать