Политолог, президент Фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов - об итогах работы Антона Алиханова на посту губернатора Калининградской области.Что примерно так:1.
Понятно, что все эти московские губернаторы приехали переждать, а попали в сериал, где каждый сезон забористее предыдущего: ковид, 2022 год и вот это вот все. В 2020-2021-м удалось поэкспериментировать: рациональная политика позволила перетянуть поток черноморских туристов без купленных QR-кодов. И в целом оказалось, что туристическая и иная инфраструктура в регионе не хуже, чем у людей.
В 2022-2024 Калининградская область попала в число регионов, где работает тезис про «санкции нас только усиливают». Достаточно посмотреть на карту. Однако при всей экстремальности ситуации не случилось ни оттока населения, ни обрушения довольно глобализированной экономики. А приезжающие туристы и вовсе ничего не замечают, оставаясь в привычном «А что случилось»? Тем более что вопреки ожиданиям область объектом для шантажа в отношениях с Западом не становилась – все как-то разрулилось.
2.
Стал лучшим калининградским губернатором по эффективности лоббизма в Москве. Одни довольны тем, что область стала по отдельным позициям передовой и витринной. Другие (из тех, кто обычно реагирует на форс-мажор) рады, что смогли наконец забыть про существование региона.
После протестов 2010-го им почему-то казалось, что это бунтарский, капризный и сепаратистский регион. Такие стереотипы быстро не разрушаются. Примерно как про сомалийских пиратов: их уже почти 15 лет нет, а новости про их происки продолжаются.
3.
Много разных приятных мелочей для скучных бюрократических отчетов губернаторов. Привел Росатом, Ростех, Ренову, Фармстандарт. Запустил при их помощи индустриальные парки Храброво и Черняховск. Построил много лет зависавший онкоцентр, оборудование в который удалось завезти даже после санкций. В следующем году обещают кампус БФУ плюс ждут появления филиалов Большого театра и Третьяковской галереи. Теперь калининградцы могут почувствовать себя москвичами: мы туда не ходим, но гордимся.
Что не так или совсем не так:1.
Губернатор-варяг всегда должен делать вид, что он приехал в регион навсегда. И когда наконец-то (но раньше, чем ждешь) дедушка Константин Макарович все же забирает его обратно, возникает ощущение недозавершенности.
2.
Заявление про русский город Одесса можно было поручить самым разным губернатором, но поручили калининградскому. Или сам попросил. Не нашлось внутри и вовне никого, кто бы сказал, что с учетом исторического контекста апелляция к теме русских городов создает двусмысленность, которая ни к чему. Тем более что во всем остальном деликатность в отношении немецкого наследия (кроме не самых удачных слов о Канте) удавалось сохранять. Никаких идей снести с лица земли построенное немцами, чтобы показать, что их тут не было, реализовано не было. И в целом удалось сдержать радикальных фриков – что удается не всем.
3.
Обвинения политологов в изменах и национализация морского торгового порта. Не факт, что местные инициативы – но осадок остался.
Вот такое наследство принял новый врио Алексей Беспрозванных.
Печать