Политолог Евгений Минченко - на круглом столе ЭИСИ о шансах Владислава Даванкова на президентских выборах.Я знаком со всеми кандидатами в президенты, за исключением Николая Харитонова. При этом однажды я за Харитонова голосовал, в 2004-м году.
В чем была моя мотивация в 2004-м году, когда я голосовал за Харитонова, при том, что мне нравилось то, что делает Путин? Должен быть какой-то баланс, должна быть какая-то уравновешивающая сила. У КПРФ раньше в их электорате были те избиратели, которые не являются сторонниками КПРФ, не являются сторонниками коммунистической идеи, не являются сторонниками возвращения к социализму. Это избиратели из серии «а можно всех посмотреть?». Их мотивация - «дайте нам какую-то конкуренцию, дайте какое-то предложение, пусть будет что-то, что будет уравновешивать партию власти». Это те, кто голосует за наиболее сильную альтернативу.
Обращения к этим избирателям у КПРФ в этом сезоне нет. Они выбрали для себя ориентацию даже не на «скелетик» своего базового электората, а на «тазовую кость», на сталинистов.
У КПРФ очень четкая ориентация на традиционный коммунистический электорат. Даже выбор кандидатуры Харитонова об этом говорит. В нашей классификации он в образе Правителя, такого Правителя пенсионеров, даже предвыборное фото, которое они сделали «как на паспорт» - со скрытым посланием «не время фигней заниматься», вот председатель колхоза – получите.
И это очень узкое предложение ставит перед нами вопрос: « А куда денутся подвижные избиратели, которые голосуют не идеологически, а за альтернативу?».
Если мы посмотрим на «Новых людей», то у них есть идеологическая база. Но я бы не стал называть эту идеологическую базу «либеральной», потому что либеральный электорат у нас по сути дела исчез. Это, скорее, электорат «прогрессистский»: это избиратели крупных городов, молодежь, те, кто хотят, чтобы было по-новому. «Новые люди» еще удерживают эффект новизны. И для избирателя это возможность рискнуть, но рискнуть в пределах разумного, безопасно рискнуть.
С точки зрения технологической, у штаба Даванкова есть несколько хороших находок. Они качественно работают с вирусным содержанием (например, идея поставить подписи за других кандидатов, тех, которых не зарегистрируют – это может подтянуть какие-то голоса). Сам по себе стиль коммуникации - очень четко видно, что Даванков явно отличается от других кандидатов, он совершенно точно другой, это человек такой же, как я, а не еще один начальник.
Это еще и поколенческая история. Если брать этих трех кандидатов второй лиги, то Харитонов – бэби-бумер, но стилистически похож на «молчаливое поколение», которого у нас совсем немного осталось. Слуцкий по году рождения относится к поколению Х (1963-1983 годы рождения), но стилистически он пытается выглядеть бэби-бумером. А для молодого поколения, поколения Y и поколения X, пожалуйста, есть Даванков, который воспринимается как человек наиболее близкий к ним по возрасту и по ценностям.
Эта ставка на электорат крупных городов, на молодежь и на подвижного избирателя, который за альтернативу, может сыграть. Тем более, что Даванков выбрал набор тем, которые резонируют у этих людей: против мракобесия (ребята, ну давайте мы не будем уже грести всех под одну гребенку), против «охоты на ведьм», против доносительства.
Кандидаты Харитонов и Слуцкий – это кандидаты гнева (они с чем-то сражаются, они чему-то противостоят), а Даванков это кандидат спокойствия, здравого смысла и уравновешенности («Зачем мы ищем врагов? Давайте мы будем искать друзей»). И мне кажется, что этот эмоциональный посыл может найти отклик у избирателя.
Ну и плюс бюллетень удобный. Вспомните, как на выборах 2018-го года были и Явлинский, и Собчак, и Борис Титов, которые на одной поляне паслись. Сейчас там никого нет.
Я думаю, что при качественной кампании Даванков может выйти на цифры, которые получил Михаил Прохоров, грубо говоря, 7 % плюс, а если при этом коммунисты выступят слабо, это может быть и второе место.
Печать