Журналист, эксперт Центра ПРИСП Петр Скоробогатый в своем Telegram-канале продолжает следить за обстановкой на Украине.Украина. Итоги 08.06.2023. Четыреста семидесятый день операции.
1. Пока все предсказуемо и по «херсонско-харьковскому» сценарию. Другое дело, что линия фронта больше не предполагает сюрпризов и «балаклейских» прорех. Разве что российские пограничники в Брянске и Белгороде должны быть настороже.
2. В целом объём введённых в бой украинских сил не велик относительно почему-то ожидаемого навала, с важной поправкой: это уже новые части, с иностранной подготовкой, обученные координации с иностранной техникой, которая также введена в бой, от танков до ПВО и артиллерии натовского образца. Тем не менее, речь может идти о пятой части всего собранного кулака ВСУ, и, особенно с учетом потерь, это немало. Введённые в бой «леопарды» и тем более системы IRIS-T, подтянутые к фронту и уже уничтоженные, говорят о серьёзности намерений Киева.
3. Вероятно, мы имеем дело лишь с попыткой размягчить предполье и снять минные заграждения – до первой линии обороны ВСУ на юге так и не дошли – чтобы впоследствии ввести резерв. Основные силы ВСУ пока не участвуют. Довольно странно, что почти не было единовременной обработки тыловой инфраструктуры ракетами и БПЛА. Хорошо отработали ПВО и РЭБ. Но делать оценки преждевременно. ВСУ сохраняют силы для серьёзного удара и в совсем ином направлении.
3. После информационно-диверсионной активности в Белгородской области, ВСУ активизировались 4 июня у Авдеевки, Артемовска, Угледара. Далее последовал удар в нескольких точках на Времьевском выступе у Большой Новоселки. Бои здесь продолжались два дня, уже в конце 5 июня затихли, все позиции остались за ВС РФ. Далее ситуация ушла в позиционную оборону. Однако сохраняется угроза украинских атак. Судя по точкам давления, в плане ВСУ было срезать выступ в направлении Сухомлиновки.
4. 7 июня началось наступление украинских войск от Орехова, а также по соседним флангам сходящимися ударами для разрезания обороны, а далее выхода на Токмак, либо в его обход на Мелитополь. Такие ориентиры можем лишь предугадывать, поскольку дальше предполья ВСУ не продвинулись. Ночью на 8 июня атаки здесь только усилились, были сильные удары РСЗО по окопам и тыловым складам. На утро без изменений линии фронта.
5. Чем важен Токмак – через него проходит прямое ж/д сообщение с Крымом, и даже угроза ему может оставить лишь ветку через Крымский мост. Токмак вполне может считаться задачей минимум.
6. Одновременно ВСУ давят у Угледара, Авдеевки, Марьинки. Однако полноценным штурмом можно назвать разве что атаки флангов Артемовска, на Клещеевку и Берховское водохранилище. Почти все позиции, впрочем, также удержаны ВС РФ.
7. Согласно данным МО, за 7-го июня противником потеряно 945 человек личного состава, 33 танка, 28 боевых машин пехоты, 38 боевых бронированных машин, 3 самоходные артиллерийские установки Krab и другие вооружения.
По фото и видеофиксации за 4 дня мы имеем свыше 70 единиц уничтоженной техники, включая порядка 15 танков. Это только то, что снято.
Оценочно, без подтверждения, с 4 по 8 июня ВСУ потеряли в наступлениях на всех участках фронта порядка 3000-5000 человек, 50-100 танков, 200-400 единиц бронетехники и военных машин.
Очень продуктивно сработали минные поля, ударные вертолёты, ПТУРы.
В целом нужно отметить, что на самом деле информации с фронта очень и очень мало (со скидкой на масштаб). Оценить реальный масштаб боёв и тем более потерь пока непросто.
8. 8 июня днём наступление ВСУ продолжилось по трём векторам от Орехова в направлении Пологи (Белогорье), Токмак (Работино), Васильевка (Лобковое). Идёт борьба за актуальные для локального фронта высоты.
9. Разрушение дамбы Каховской ГЭС пока приводит к проблемам для активности обеих группировок в поднепровье, военные действия тут остановились. Острова очищены либо в серой зоне.
10. МО РФ: 5 июня около 21.00 московского времени в районе населенного пункта Масютовка Харьковской области украинской диверсионно-разведывательной группой был осуществлен подрыв аммиакопровода «Тольятти-Одесса».
Печать