Политолог, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов - о возможности применения Россией тактического ядерного оружия.В последние дни от особенно горячих голов раздаются призывы немедленно ответить тактическим ядерным ударом на атаку дронов по Кремлю.
Подобный ответ не вполне реален не только из-за возможных геополитических последствий, но и из-за крайне низкой эффективности подобных применений ТЯО.
В целом предмет обсуждения полон домыслов и поверхностных выводов. Есть путаница и в терминологии.
Применение ядерного оружия регулируется президентским указом от 2 июня 2020 г. «Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания». Оно возможно в случае ядерной же агрессии со стороны противника, либо если «под угрозу поставлено само существование государства». Сформулировано широко, но вряд ли дроны над Москвой поставили под угрозу существование России.
Даже если допустить возможность такого ответа, маловероятно, что применение ТЯО рассматривается в доктрине в этом смысле. Ядерная риторика вышла из военной доктрины 60-ых годов, когда точность средств доставки была невероятно низкой. Бить по площадям, заражая наши же русские города на десятки лет, когда с задачей может справиться один высокоточный фугас — идея, мягко говоря, сомнительная. Например, американцы сняли с вооружения свои «Дэйви Крокеты», из-за развития других видов вооружения. По испытаниям 50-х годов очевидно, что эффективность ТЯО против современной бронетехники – спорна. По живой силе в укреплениях – тоже.
Это определено и боевым потенциалом ТЯО, рассчитанного на применение против живой силы противника в полевых условиях, а не для ударов по бункерам украинского Генштаба. Но даже на фронте ядерная артиллерия по многим параметрам уступает классическим решениям: как минимум в колоссальной разнице в цене. Вообще, говорить об «ударе» ТЯО странно, скорее надо говорить о применении ТЯО-боеприпасов на всей ЛБС, например 152 артиллерийских ТЯО-снарядов.
Наконец, промежуток между выходом на сцену тактического и стратегического ядерного вооружения скорее всего составит несколько часов: разграничение между ними крайне условно, а прилет даже одного субкилотонного боеприпаса «по Банковой» вероятно может повлечь за собой полномасштабную ядерную войну.
Чаще всего к ядерной риторике прибегают весьма далекие от темы люди, чьи рассуждения напоминают другие известные рационализаторское предложения. Как, например, сэкономить бюджет страны, если лишить 450 депутатов Госдумы зарплаты — громко, скандально и с нулевым результатом. Поэтому подготовку ответов на украинские провокации я бы рекомендовал оставить военным специалистам, которые будут исходить из реального результата, эффективности и рисков искомого возмездия.
Печать