Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко - о решении проблемы призыва многодетных отцов.Министерство обороны разъяснило, как действует указание Генштаба об отсрочках для отцов трёх детей. Эта ситуация очень ярко демонстрирует переход политической системы из рутинного режима формальных процедур в формат ситуативного менеджмента — адхократию.
Любое государство — это система институтов и норм, чья главная ценность в определённости и устойчивости. Правила игры однозначны и всем понятны, на однотипные ситуации государственная машина реагирует одинаково предсказуемо. Совсем иначе происходит, когда начинает использоваться подход ad hoc (лат. — для данного случая) — «точечное» решение, направленное на разрешение конкретно взятой ситуации здесь и сейчас. Именно этот принцип становится основой политического управления.
Острый вопрос — ловкий ответПосле объявления частичной мобилизации среди множества возникших вопросов со всей остротой зазвучала тема призыва многодетных отцов. С одной стороны, законодательство о льготах давно приучило массовое сознание, что многодетность начинается с трёх детей. С другой, закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» прямо предусматривает, что отсрочка от призыва по мобилизации предоставляется гражданам, имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет, или трёх таких детей, если у жены срок беременности не менее 22 недель. Выходило, что отцы трёх малолетних детей однозначно подлежат призыву.
Тема оказалась довольно чувствительной, поскольку перспектива оставлять матерей трёх малолетних детей один на один со всеми бытовыми проблемами в случае мобилизации супруга вызывала негативную реакцию. Казалось бы, вопрос решается довольно просто — следует внести поправки в закон. И такие поправки к закону действительно внесли, более того — проголосовать за поправки, предусматривающие отсрочку от призыва отцам трёх детей, и дополнительные гарантии другим категориям граждан договорились все оппозиционные партии. Поправки получили 110 голосов депутатов от КПРФ, ЛДПР, «Новых людей» и «Справедливой России — За правду», однако этого оказалось недостаточно. Парламентарии от «Единой России» отказались голосовать — из 323 единороссов вообще не голосовали 317 депутатов, а трое воздержались, в итоге для утверждения инициативы не набрался кворум.
Как пояснил депутат Госдумы от «Единой России» Евгений Федоров, многодетные отцы и отцы детей-инвалидов не подлежат мобилизации, это очевидный факт, а стремление закрепить данный момент в законодательстве — всего лишь желание «играть и хайповать на реальной проблеме».
Ad hoc от ГенштабаВпрочем, не всё, что очевидно депутатам, ясно обычным людям. Поэтому после отказа Госдумы законодательно закрепить отсрочки для отцов трёх детей необходимость успокоить общественное мнение оставалась крайне актуальной. Именно в этот момент по телеграм-каналам начинает распространяться фото Указаний Генштаба Вооружённых сил РФ, предусматривающих, что несмотря на отсутствие такого основания в законе, отсрочка будет предоставляться отцам трёх детей до 16 лет.
Правовой статус документа более чем удивляющий, однако эту позицию Министерства обороны подтвердил даже Вячеслав Володин, спикер Госдумы: «Ответ однозначный: отцы трех и более детей должны быть освобождены от мобилизации». Также на текст Указаний Генштаба ссылалась уполномоченный по правам ребёнка Мария Львова-Белова.
Не всё так однозначно?
Если сначала расхождение между легальной процедурой (внесение поправок в закон) и практикой (ссылка на ведомственные указания при отсутствии такого положения в законе) многих не смущало, то позднее истинный статус Указаний Генштаба стал более очевидным. Раньше в ответе на запрос депутата Госдумы Нины Останиной Минобороны уточнило, что Указания Генштаба носят рекомендательный характер. Теперь же ведомство в ответ на депутатский запрос Ярослава Нилова разъяснило, что по закону о мобилизации глава призывной комиссии региона — губернатор, а глава призывной комиссии муниципального образования — глава местной администрации, соответственно призывная комиссия не подчиняется Минобороны, а значит ведомственные акты, включая Указания Генштаба, на неё не распространяются.
Именно так и работает адхократия: вместо определённости правовой нормы и системной предсказуемости институтов госуправление управление строится на ситуативных решениях и реакции на конъюнктуру. И похоже, этот подход дальше будет применяться всё активнее.
Ранее опубликовано на: https://publico.ru/articles/adhokratiya-i-prizyv-mnogodetnyh-otcov
Печать