Эксперт Проектного офиса развития Арктики (ПОРА), эксперт Центра ПРИСП Владимир Тишак – о «пространственной» составляющей доклада Александра Цыбульского заксобранию Архангельской области.В начале 1991 г. в Архангельской области проживали 1,5 млн человек. Сейчас численность местного населения составляет 1 млн. При этом речь не идет о волнообразном процессе депопуляции территории, численность местных жителей стабильно сокращалась даже в период «тучных нулевых».
Понять причины этого достаточно легко, в течение нескольких десятилетий фактор не самого мягкого климата налагался на деградацию промышленности и транспортной системы, а также консервацию проблем бытового неустройства. Принцип «рыба ищет где глубже, а человек – где лучше» еще никто не отменял. Ситуацию усугубляли издержки политики пространственного развития: слишком многие политические менеджеры рассматривали Арктику лишь как один большой цех, работу которого можно поддерживать лишь вахтовым образом. Постоянное население региона в рамках этой картины мира виделось многим представителям власти лишь обузой.
Доклад Александра Цыбульского продемонстрировал, что этот порочный подход к управлению северными регионами наконец-то начали демонтировать. Послание губернатора Совету депутатов представляло собой не типичный для многих глав регионов «отчет о надоях». Цыбульский, возглавивший регион всего 3 года назад, представил законодателям промежуточные результаты работы своей команды по превращению Поморья в территорию комфортного проживания. Что уже в среднесрочной перспективе должно заморозить, а затем и обратить вспять негативные демографические тенденции, положив начало возрождению российских форпостов в Арктике. Появление пассажирских судов с ледовым усилением, реконструкция международного аэропорта «Архангельск», субсидии для малоэтажного строительства, ускорение темпов газификации и дополнительные средства на капремонт школ – каждый из этих пунктов доклада Цыбульского представляет собой лишь один из пазлов в сложной программе перезапуска экономики и социальной сферы региона. Реализация которой постепенно реанимирует северные города и поселки. Сам факт существования которых в куда большей степени подтверждает обоснованность претензий России на Арктику, нежели все нормы международного права.
Реформы Цыбульского оставляют надежду на то, что Арктику перестанут воспринимать просто как огромный производственный актив. А начнут позиционировать и развивать именно как историческую территорию России.
Печать