Мнение политолога Бориса Межуева о главном выводе из послания президента Федеральному собранию публикует Telegram-канал "НЕЗЫГАРЬ" *(16.08.2024 г. Министерство юстиции РФ внесло в реестр иностранных агентов).Высказывалось предположение, что в своем послании 21 февраля президент Путин объявит об окончании специальной военной операции и начале Отечественной войны, связанной с обороной наших границ от возможного наступления со стороны Украины и блокады со стороны «коллективного Запада».
Этот прогноз не оправдался в точности, но на самом деле он и не оказался стопроцентно ошибочным. Речь действительно пошла о переформатировании СВО, только не в Отечественную, а, скорее, в новую Холодную войну. То, что происходит конкретно на фронте военных действий, как бы заведомо вторично относительно того, что будет происходить в стратегических арсеналах России и стран НАТО. Весь тот формат отношений, который складывался между Россией и США после 1991 года, фактически обнуляется, и символом этого обнуления оказывается приостановка Россией действия договора о Стратегических наступательных вооружениях, первый вариант которого был подписан еще Горбачевым в июле 1991 года.
Теперь Россия не видит смысла в сохранении этого формата, без учета в договоре ядерного потенциала других стран НАТО, то есть Франции и Великобритании. Одновременно ставится под вопрос проведение ядерных испытаний, хотя в данном случае Россия просто оставляет за собой право адекватно реагировать на действия США.
Что все это значит? Это значит, что вопрос об Украине фактически теряет свое значение на фоне общего сползания человечества ко второй Холодной войне и столь знакомой нам по первой Холодной риторике «гонки вооружений». Путин дает понять, и в этом был парадоксальный смысл его послания, что в этой новой Холодной войне у России хорошие шансы: она уже не скована явно не адекватной реалиям коммунистической идеологией, у нее есть сильные союзники, ее экономика демонстрирует рост, ее научный и образовательный потенциал совершенствуется, чтобы быть адекватными новым реалиям.
Специальная военная операция - это просто кузница кадров для этой самой Холодной войны. Так что хотя о конце СВО прямо сказано не было, по существу был дан старт какому-то новому процессу, в ходе которого завершение СВО тем или иным путем не будет восприниматься ни триумфом, ни катастрофой. Просто в истории новой Холодной войны закончилась одна глава и началась другая, возможно, менее кровавая, но столь же драматичная.
Печать