19 января глава Аскизского района Хакасии Абрек Челтыгмашев попал в ДТП, в ходе которого сбитый автомобилем чиновника мужчина получил тяжелые травмы. Впоследствии пострадавший скончался в больнице. Этот инцидент поставил перед Челтыгмашевым вопрос о выборе пути позиционирования произошедшего в СМИ и соцмедиа.
Как считает политолог, заместитель директора Центра ПРИСП Валерий Прохоров, глава района и члены допустили ряд серьезных просчетов при освещении ситуации.Недавно премьер-министр Великобритании Риши Сунак был оштрафован за нарушение правил поведения за рулем. Британские «гаишники» из графства Ланкашир поймали главу кабинета на том, что он снимал видео для Instagram в автомобиле, не пристегнувшись ремнем безопасности.
К сожалению, большинство историй о нарушении политиками правил ПДД не столь оптимистично заканчиваются.
В ночь на 20 января жителям Хакасии стало известно, что глава Аскизского района Абрек Челтыгмашев попал в ДТП. Его машина сбила жителя Саяногорска, МЕСТНОГО ЖИТЕЛЯ чей автомобиль заглох на одном из участков трассы Абакан – Кызыл. Вскоре чего пострадавший умер.
Общественность отреагировала на столь печальные новости вполне здраво: под постами о происшествии начали появляться комментарии, в которых люди выражали соболезнование как семье погибшего (у него остался маленький ребенок), так и самому главе, который должен был пережить сильный шок.
А дальше началось странное.
«Пьяная» защитаВо-первых, информация о произошедшем не появилась на личных страницах Челтыгмашева в соцсетях, ни на ресурсах администрации района. Хотя в связи с ДТП компетентными органами было возбуждено уголовное дело (ч. 1 ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»).
Во-вторых, на ресурсах местных единороссов начала продвигаться версия инцидента, которую в целом можно свести к фразе «пьяный мужчина в неадекватном состоянии бросился на машину сбоку». При этом авторы соответствующих постов ссылались на слова самого Челтыгмашева.
«Мы ехали на двух машинах в Туву поболеть за хоккейную команду, - заявил он. - На участке трассы Абакан – Кызыл чуть дальше Буденовки на встречной полосе увидели автомобиль. Участок трассы неосвещаемый, ехали с разрешенной скоростью примерно 80 км/ч. Мы ехали по своей полосе. Когда поравнялись с авто, припаркованным на встречной полосе, пострадавший выскочил из своей машины и ударился об мой движущийся автомобиль. Мужчина был нетрезв. Оперативно были вызваны все экстренные службы – скорая помощь, ГИБДД. Пострадавший был доставлен в Республиканскую больницу санавиацией».
Позднее эту версию продублировали в региональном отделении «Единой России»: «Пострадавший, находясь в состоянии алкогольного опьянения, выбежал с противоположной стороны дороги и ударился в бок машины Абрека Васильевича».
На российских дорогах, в особенности в ночное время, случается всякое. Однако в скором времени перед главой и его однопартийцами нарисовалась серьезная проблема в виде отсутствия подтверждения со стороны медиков факта наличия алкоголя в крови погибшего.
Не будем гадать, откуда возникла версия об алкогольном опьянении сбитого мужчины. Определяющее значение имеют два факта: она были озвучена и «расшарена» по местным пабликам, а затем фактически опровергнута.
Местные СМИ, напрямую связанные с Челтыгмашевым, проигнорировали инцидент. Сам мэр также воздержался от попыток напрямую донести до общественности свою версию произошедшего, доверив эту задачу коллегам по партии. Глава не попытался и взять отпуск на время расследования. Что хотя бы продемонстрировало жителям: человек реально переживает из-за произошедшей трагедии и мучается вопросом о том, можно ли было ее избежать. После того, как стало известно о необоснованности «пьяной версии» ДТП, никто из представителей власти не попытался принести извинения семье погибшего или хотя бы в числе первых озвучить эту информацию, подтверждая свое стремление рассмотреть ситуацию беспристрастно.
На данный момент неизвестно, кто в реальности несет ответственность за произошедшее. Но можно уверенно утверждать, что Челтыгмашев совместо с однопартийцами сам копает себе медиа-могилу. Возможно, версия с опьянением потерпевшего возникла и разлетелась по СМИ случайно. Но если кто-то среди местных единороссов реально пытался таким образом «отмазать» главу, то его следовало бы выгнать из партии по принципу «в лоб и без выходного пособия». Понятно, что это классический прием: изменить отношение к противоположной стороне за счет трансформации контекста ситуации. Но в данном случае этот прием неуместен. Можно представить оппонента иноагентом-многоженцем, который не платит алименты своим детям и сдал мать-старушку в дом престарелых имени Йозефа Менгеле. Но для этого оппонент должен быть жив и, по возможности, здоров.
Команда Челтыгмашева сама игнорирует то, что люди уже начали постепенно проводить параллели между недавним ДТП с до боли знакомыми образами. В описании инцидента увидели очередную попытку высокопоставленного лица уйти от ответственности, представив свою жертву в роли виновника происшествия.
«Жалкая чернь, трепещи - на трассе патриции»Давайте вспомним о том, в каком контексте жители республики и прочие наши сограждане будут воспринимать историю о том, как далеко не бедный и достаточно высокопоставленный человек стал фигурантом дела о ДТП со смертельным исходом.
В 2009 г. дочь председателя Иркутского областного избиркома Людмилы Шавенковой сбила двух женщин на тротуаре (!!!), одна из них скончалась, а вторая осталась инвалидом. При этом виновницу трагедии в итоге амнистировали (амнистией в честь 70-летнего юбилея Победы) и она не провела за решеткой ни единой минуты. Шесть лет спустя Юлия Киселева (дочь депутата городской думы Иркутска от «Единой России» Жанны Есевой), будучи пьяной, на скорости 160 км/ч протаранил стоящий на перекрестке внедорожник, в результате чего погибли два человека. По местной традиции девушка не понесла реального наказания: самый гуманный суд отсрочил исполнение наказания до достижения ее ребенком 14-летнего возраста, (а там и очередная амнистия недалеко).
В 2009 г. заместитель прокурора Ярославского района Дмитрий Чижов на огромной скорости врезался в людей, которые помогали участникам случившейся ранее аварии. Три человека погибли, двое стали инвалидами.
В 2011 г. машина Эдварда Радзинского вылетела на встречку. В результате лишилась жизни 24-летняя девушка. Против драматурга возбудили дело по статье «Нарушение ПДД, повлекшее смерть человека». Которое в 2014 г. закрыли в связи с объявленной в стране амнистией по случаю 20-летия Конституции РФ.
В 2013 г. депутат Архангельского областного Собрания депутатов Олег Воробьев, находясь в состоянии «стекл, как трезвышко», выехал на встречку и отправил в больницу с тяжелыми травмами 8-летнюю девочку и ее отчима. По итогу депутат отделался лишением прав на 2 года и «астрономическим» штрафом в размере 30 тыс. рублей.
В 2014 г. Рамиль Минниханов - сын начальника Татарстанского ГИБДД и племянник главы республики - выехал на остановку, где насмерть сбил 16-летнего парня.
В 2015 г. зампрокурора Курской области Роман Королев (сын экс-губернатора Липецкой области Олега Королева) пронесся по улице поселка Черемисиново со скоростью более 100 км/ч при ограничении в 40 км/ч, отправив на тот свет одну из местных жительниц (отделавшись в итоге условным сроком).
В 2016 г. россияне могли наблюдать на экранах своих смартфонов, как сын вице-президента ЛУКОЙЛа Руслан Шамсуаров вместе с друзьями с хохотом уходят на родном «гелике» от машин ГИБДД, мчась по улицам Москвы со скоростью 200 км/ч. Тогда, напомню, «титулованные стритрейсеры нарушили большую часть правил дорожного движения.
Многие наверняка помнят и историю «пьяного мальчика» из Балашихи. Напомню, в 2017 г. медики каким-то чудом признали мертвецки пьяным шестилетнего Алешу Шимко. Как предполагали некоторые журналисты, столь необычные выводы экспертов были связаны с тем, что ребенок был сбит автомобилем, за рулем которого находилась супруга одного авторитетного бизнесмена.
В 2020 г. в Бурятии начальник отдела по обеспечению деятельности судов республиканского управления судебных приставов Базыр Батуев, будучи пьяным, прямо во дворе дома сбил двух девушек. Одна из них лишилась ноги, а вторая была отправлена под нож хирурга с превращенным в кровавую кашу лицом.
В 2020 г. главу бурятского отделения «Единой России» Баира Жамбалова исключили из партии после резонансного ДТП, в котором погибла 17-летняя девушка
В 2021 г. отец руководителя исполкома якутского отделения партии «Единая Россия» Владимира Аммосова на своем внедорожнике протаранил машину «скорой помощи».
В феврале 2022 г. депутат Госсовета Республики Крым Игорь Буданов задавил в Симферополе 73-летнюю пенсионерку, после чего сразу же скрылся с места происшествия.
И это лишь малая часть списка «дорожных подвигов» представителей российской элиты за последние три десятилетия.
За последние 30 лет длинная череда резонансных ДТП приучила наших сограждан к мысли о том, что люди при власти и деньгах могут спокойно нарушать правила дорожного движения. Даже в случае аварии со смертельным исходом представитель истеблишмента с высокой вероятностью сможет избежать ответственности. Именно эти установки были основательно вбиты в подкорку мозга «рядового россиянина».
Не случайно в свое время чаты «взорвала песня» одного нынешнего иноагента:
Я персонаж другого плана, существо высшего порядка
Мне не знакомы проблемы, не решаемые взяткой,
Мне не известны люди, чьи жизни важнее моих интересов,
Меня не парит что там обо мне напишет пресса.
Если ты встал на пути моего Мерседеса
При любом раскладе ты виновник дорожно-транспортного замеса.Абрек Челтыгмашев попал в сложную историю. Оказаться на его месте не пожелаешь и врагу. Но нельзя не признать, что Челтыгмашев и его команда избрали худшую из возможных тактик поведения. Одних жителей республики их действия косвенно убеждают в том, что глава реально виновен в смерти человека. Других – в том, что он просто до предела равнодушный и циничный человек, готовый на все, чтобы сохранить лицо перед публикой. А его защитники в обоих случаях выступают в роли «адвоката дьявола», что наверняка отразиться на электоральном потенциале «Единой России» в республике.
Печать