Журналист, эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о том, как приспосабливается к работе в условиях санкций российский углепром.Минэнерго РФ прогнозирует сохранение в 2023 году добычи угля на уровне прошло года — об этом министр энергетики Николай Шульгинов сообщил на прошлой неделе в ходе заседания коллегии министерства. «По началу года идет снижение, но, надеемся, выровняем ситуацию», — сказал он. Согласно данным Росстата, добыча угля в России в прошлом году составила 443,6 млн тонн, это чуть больше показателей 2021 года. При этом экспорт угля из РФ снизился на 7,5%, до 210,9 млн тонн, поставки на внутренний рынок выросли на 12,2% и достигли 172,42 млн тонн.
Прошлый год для угольной отрасли страны выдался непростым. С одной стороны — рекордные цены на коксующийся и энергетический уголь в мире на фоне энергетического кризиса в ЕС. С другой — отказ Европы от импорта угля из России и вынужденное перестроение логистики, поиски новых рынков сбыта, новая маркетинговая политика, подразумевающая дисконты на российский уголь.
В отсутствие долгосрочных проблем со спросом основная проблема угольной отрасли России — зависимость от пропускных возможностей железной дороги и портов, которые во многом и определяют экономику угледобычи. Перестроить логистику в одночасье практически невозможно. Результат — слабые показатели экспорта в натуральном выражении. Стоимостная оценка экспорта закрыта ФТС, однако, если оценивать результат работы, основываясь на отчетности компаний (из крупных компаний свои финрезультаты опубликовала ПАО «Распадская»), можно увидеть, что год для угольной отрасли выдался неплохим. У «Распадской» прибыль и выручка сохранились на уровне 2021 года. То есть, несмотря ни на что. российский углепром продолжает развиваться, платить налоги и зарплаты.
Закрытый рынокC 1 августа прошлого года пятым пакетом санкций Евросоюз ввел запрет на импорт российского угля. ЕС закупал у РФ как уголь для электростанций, так и коксующийся. По данным Минэнерго РФ, на страны Евросоюза приходилось порядка 20‒23% экспорта из России. Например, в досанкционном 2021 году в страны ЕС было отгружено 50,6 млн тонн угля, причем преимущественно дорогостоящих энергетических и коксующихся сортов. Постепенно отказываться от российского угля начали и страны АТР: Япония, Южная Корея и Тайвань.
Наложение этих ограничений сопровождалось дефицитом товара-конкурента — природного газа, цены на который находились на сверхвысоких уровнях (в 10 раз больше, чем до начала энергетического кризиса в Европе в 2021 году), а засуха и поломки на реакторах АЭС во Франции только усугубили остроту энергетического кризиса в Европе, где начали восстанавливать работу угольных электростанций. Дефицит поставок угля из России совпал с общим ростом спроса на уголь. В результате цены на уголь в Европе обновили исторические максимумы, в моменте стоимость энергетического угля превышала 400 долларов за тонну как в Европе, так и в Азии, это в четыре раза выше, чем в 2021 году, и в пять раз выше, чем в 2019-м.
Столкнувшись с дефицитом и с дорогостоящей перевозкой угля из Австралии, Индонезии и ЮАР, Европа тут же начала искать пути обхода своих же рестрикций. К примеру, Великобритания допустила, что после ввода эмбарго экспорт российского угля может частично осуществляться по спецлицензиям; ЕС разрешил своим судоходным компаниям перевозить российский уголь и закупать его через различные страны-посредники — Турцию и ОАЭ. Именно эти страны вырвались в лидеры среди покупателей российского угля.
Еще одна причина смягчения санкций — качество российского угля. По калорийности российский энергетический уголь (более 6500 ккал/кг) заметно превосходит уголь из Австралии (около 6000 ккал/кг) и тем более из Индонезии (около 4000 ккал/кг). Замена марок используемого угля на ТЭС — это дополнительные затраты для энергетики.
Так или иначе, фактическая отмена санкций наряду с теплой зимой и запуском французских АЭС позволили европейцам накопить значительные запасы угля на складах. Это привело к стабилизации рынка и снижению цен на базовый энергоресурс как в Европе, так и в Азии. С лета прошлого года цены на уголь в основных мировых хабах начали падать, вернувшись к уровням досанкционного периода.
Открывая АзиюЛишившись европейского рынка, российские угольщики начали искать новые направления сбыта. Одними из основных внешнеэкономических партнеров России, по данным вице-премьера Александра Новака, остаются Китай и Индия. Российский экспорт угля в Китай вырос в прошлом году на 11,2% по сравнению с 2021 годом, до 59,52 млн тонн, в Индию — на 147%, до 16,7 млн тонн. При этом сформировалась причудливая логистика. Восточный полигон РЖД (БАМ и Транссиб) перегружен из-за переориентации экспорта в страны Азии. В итоге уголь, например, из Кузбасса едет через всю страну в порты Северо-Запада России. Там он перегружается на балкеры категории Capesize (самые крупные суда этого типа) и далее перевозится из портов Балтики в Южную Азию.
Из-за резкой смены направлений сбыта российским угольщикам пришлось прибегать к стратегии нефтяников. Чтобы сделать свою подсанкционную продукцию привлекательной, они начали давать скидки. Но период распродаж очень быстро закончился. Если в 2022 году скидки порой доходили до 60% и еще в ноябре составляли около 50%, то к концу февраля они сократились до 30‒35%. Кроме того, поддержку отрасли оказывает и ослабление рубля, снижая себестоимость и поддерживая рентабельность пострадавшей отрасли.
Уменьшение дисконта на экспортный уголь связано с тем, что спрос начал нормализоваться. Тот же Китай заметно наращивает покупки в последние недели. По прогнозам аналитиков, уже в марте экспорт угля из России составит 18 млн тонн против 16 млн тонн в январе. Основной рынок сбыта — все тот же Китай. По данным Государственного таможенного управления КНР, импорт угля в страну в январе‒феврале 2023 года вырос на 70,8% относительно уровня первых двух месяцев прошлого года, до 60,6 млн тонн. Российские поставки в общих масштабах импорта в Китай малозаметны, и, вероятно, очень скоро эта страна поглотит все высвободившиеся в Европе объемы, а дисконты и дальше будут сокращаться.
Александр Новак считает, что к 2030 году России удастся увеличить экспорт угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в полтора-два раза. В частности, он напомнил, что в октябре 2021-го Россия подписала с Индией меморандум на ежегодную поставку 40 млн тонн коксующегося угля до 2030 года.
В поисках путейСегодня главный сдерживающий фактор для развития угольной отрасли России не санкции, не ограниченность спроса со стороны Европы, Японии, Кореи и Тайваня. Основная проблема, как и в предыдущее десятилетие, — невозможность вывезти уголь за пределы страны из-за ограничений Восточного полигона. И угольщики пытаются, каждый по-своему, решить эту проблему.
Например, СУЭК и «Кузбассразрезуголь» везут уголь в Азию через порты Северо-Запада. ЭЛСИ строит новую железнодорожную ветку Эльга — Чумикан (от Эльгинского месторождения в Якутии к побережью Охотского моря). Это обеспечит дополнительный объем отгрузок угля до 10 млн тонн в год в 2025 году и до 30 млн тонн в год в 2030-м. Развитие Эльгинского угольного комплекса может привести к увеличению добычи до 50 млн тонн (в 2022 году на комплексе было добыто 20 млн тонн угля).
Прорабатывает пилотный рейс через порт Лесосибирск на реке Енисей с перегрузкой на морской балкер в Дудинке или в порту Диксон компания «Распадская». В случае успешной, в первую очередь с экономической точки зрения, навигации в летне-осенний период 2023 года Северный морской путь может стать новым перспективным маршрутом для российского угля.
Видят перспективу вывоза угля по Севморпути не только в «Распадской», но и в корпорации АЕОН Романа Троценко. В прошлом году компания отгрузила первые партии угля с проекта «Северная звезда» и обещает сделать отгрузки систематическими уже в 2023-м.
Рынок угля, находясь в тени «старших» рынков нефти и газа, тем не менее в последний год демонстрирует схожие тенденции, что лишь подтверждает рукотворность и скоординированность энергетического кризиса в Европе. США выдавили российский уголь из Европы, наращивая туда свои поставки, в то время как российские компании переориентируют свой экспорт на растущие Китай и Индию. В свою очередь, США уходят с китайского рынка, который, кстати, установил новый рекорд потребления в прошлом году; впрочем, как и индийский.
Ранее опубликовано на: https://expert.ru/expert/2023/14/probivayas-v-aziyu-s-uglem/
Печать