Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников - об увеличении мощности российской химической отрасли.С 2022 года совокупные мощности российской химической отрасли увеличились примерно на 14%. Об этом сообщил первый вице-премьер Денис Мантуров, комментируя ситуацию в отрасли. По его словам, положительная динамика зафиксирована сразу по нескольким основным направлениям. Мощности по выпуску этилена выросли на 25,3%, производство пластмасс расширилось на 11%...
При этом рост производства полимеров в России в ближайшие годы ускорится. Например, производство полиэтилена удвоится, а полипропилена вырастет в 1,6 раза до конца десятилетия. Прямо сейчас крупнейшие российские производители — «Сибур», «Лукойл», Башнефть — строят новые химические предприятия и делают это даже в условиях жесткой ДКП, крепкого рубля и роста налогового бремени и санкций. Все эти факторы временные, а вот момент, когда с мирового рынка уходят европейские производители и их рыночные ниши освобождаются, — крайне короткий. В эту нишу с удовольствием войдут и американские и китайские химики.
Согласно данным Европейского совета химической промышленности, с 2022 года страны ЕС в целом утратили около 9% мощностей химического производства. Наиболее заметное сокращение произошло в ведущих индустриальных экономиках региона: Германия лишилась четверти мощностей, Нидерланды — пятой части, Великобритания — 12%, Франция — 10%, Италия — 7%. Закрытие предприятий привело в Евросоюзе к потере примерно 20 тыс. рабочих мест.
Важно понимать, что Россия приобретает, а Европа теряет крайне производительные рабочие места. Это не парикмахеры собачек или маркетологи. Любое химическое производство максимально автоматизировано. Тут человек не участвует в процессе трансформации молекул углеводородов, он лишь создает среду. То есть это десятки тысяч инженеров, операторов, монтажников и прочих высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов.
Закрытие именно таких производств — средних переделов — это мощнейший удар по экономическому ядру стран Европы. Буквально - вышибание основы не только внутренних экономик, но и экспорта. И наоборот, открытие таких производств в России — драйвер долгосрочного экономического развития.
Печать