Фото с сайта:
career.habr.com
В России начало формироваться понятие «российская мечта», которое в 2025 г. станет приобретать более конкретные очертания и проявляться ярче. К такому выводу пришли социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) во время презентации исследования об итогах 2024 г. и прогнозах на 2025 г.
Российская культура для молодых людей становится все более значимой, а репертуар альтернатив расширяется, рассказал на пресс-конференции 18 декабря директор по развитию «ВЦИОМ-консалтинга» Даниил Ермолаев. Когда молодежь ищет пример для подражания, она обращается не только к западным культурам, но и к восточным. В результате мир предстает перед молодыми людьми «в многообразии» и они четко осознают, что искать примеры можно не только в США и Европе, но и в других странах, включая Россию.
Это переосмысление, по словам Ермолаева, в том числе результат развития молодежной политики в стране в 2021–2023 гг. В частности, была масштабирована работа «Движения первых», а его руководитель Григорий Гуров в 2024 г. возглавил Росмолодежь. В результате мировоззрение молодежи до 18 лет начало меняться – она стала более восприимчива к сообщениям, идеям и ценностям, которые транслируются государством, говорит Ермолаев.
В число обновленных KPI губернаторов включены такие задачи, как выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи, сказал Ермолаев. В 80 субъектах России появились региональные органы исполнительной власти, которые занимаются непосредственно молодежью, сообщил в ноябре этого года новый глава Росмолодежи Григорий Гуров в интервью «Ведомостям». Оставшиеся девять субъектов, по его словам, создадут такие ведомства до конца 2024 г. – это могут быть отдельные министерства и комитеты.
Кроме того, в этом году была утверждена стратегия молодежной политики на период до 2030 г., разработан новый национальный проект «Молодежь и дети» (стартует с 2025 г.). «Если 2022 и 2023 гг. мы характеризуем как время адаптации к новой реальности и тактических решений, то 2024 год – это год глубокой перезагрузки молодежной политики», – резюмирует Ермолаев.
«Российская мечта» отличается от созвучных понятий: американской, китайской и европейской мечты, а молодежь настаивает на самобытности культуры РФ, отметил он. Этот тезис основывается на качественном исследовании центра «Социально-психологическое самочувствие молодежи в новых условиях» от 2022 г. (есть в распоряжении «Ведомостей»). ВЦИОМ с помощью интервью, опросов и фокус-групп с участием молодых людей в возрасте 14–35 лет выяснил, что респонденты в большинстве своем воспринимают российскую культуру «как великую, как основу идентичности». Согласно приведенным данным, она при своей самобытности является частью европейской культуры. В то же время для молодежи современная культура – «это и американские боевики, и европейские сериалы, и корейский k-pop, и российская музыка», говорится в исследовании. На этом фоне молодым людям сложно вычленить современную российскую культуру – для них она скорее про прошлое, а не про настоящее.
Наряду с этим молодежь отмечает, что американская культура – это полная противоположность российской. «Она про эгоизм, индивидуализм. Это красивая картинка, пустая изнутри», – говорится в исследовании. Европейская культура, по их мнению, богатая и великая, но сейчас она несет в себе «чуждые ценности», а восточная культура – это про «мудрость, уважение к традициям». Примечательно, что у молодежи 25–35 лет наблюдается когнитивный диссонанс в восприятии США: с одной стороны, она ассоциирует страну с любимыми фильмами, модой и музыкой, а с другой – негативно воспринимает ее из-за образа врага, который транслируют российские власти, отмечается в исследовании.
Материал полностью
здесь.
Печать