Фото с сайта: wikipedia.org
Двадцать лет назад, 22 ноября 2004 года, в Киеве начался первый майдан, вошедший в историю как оранжевая (помаранчевая) революция, которая стала важнейшим этапом на пути превращения Украины — не-России в анти-Россию.
«Открытый мир» против «закрытой России»Пятьдесят тысяч участников митинга на майдане Незалежности потребовали отменить результаты президентских выборов, на которых условно пророссийский политик Виктор Янукович победил националиста Виктора Ющенко. Сторонники проигравшего кандидата, а также иностранные наблюдатели из США и Европы по уже хорошо отработанной методичке цветных революций заявили о фальсификации. Ющенко отказался признавать официальные итоги выборов и призвал к общенациональной забастовке. Его сторонники блокировали работу администрации президента, правительства и других органов власти. Такая же ситуация сложилась в некоторых других регионах, прежде всего на Западной Украине. 3 декабря под давлением протестующих и их зарубежных покровителей был назначен абсолютно незаконный третий тур, в котором 26 декабря «победил» уже Ющенко — большой почитатель «исторического гения» Мазепы, Петлюры и Бандеры.
Режиссировали и спонсировали майдан из Вашингтона. Денег не жалели ни на изготовление оранжевой атрибутики, ни на формирование общественного мнения. Накануне, в конце лета 2004 года, меня в числе десятков других журналистов региональных СМИ пригласили в США в качестве участника программы «Открытый мир» — работали с лидерами мнений. Возили по стране — Вашингтон, Джорджия, Алабама, рассказывали о «демократии», о том, что Украина должна стать частью этого цивилизованного счастливого мира, а Россия навсегда останется царством тоталитарного зла. Я возражал: Украина может стать успешной только в дружбе и сотрудничестве с Россией, — мы говорим на одном языке, на Украине живут 12 миллионов этнических русских, у нас общая история, культура, экономика. Нет, твердили мне в ответ, Россия много столетий порабощала Украину и украинцев.
«Как хорошо известно каждому сознательному гражданину Украины, наша страна — самая большая в Европе. Однако, я думаю, патриоты напрасно гордятся сим забавным историческим капризом. Сдается мне, очень скоро он сыграет с нашей нэнькой злую-злую шутку», — писал я 19 ноября 2004 года в статье «Предчувствие» с подзаголовком «Размышления накануне второго тура президентских выборов». Иллюстрацией к материалу стояла картина Сальвадора Дали «Предчувствие гражданской войны». Позволю себе процитировать еще один фрагмент из той публикации: «Политическая независимость становится реальной только тогда, когда формируется единая политическая нация — народ, объединенный желанием всех его территорий иметь собственное государство. Это условие на Украине так и не сложилось.
Могучий Днепр по-прежнему делит страну на две части, глядящие в разные стороны. Всякая страна нуждается в национальной идее, призванной объединить ее граждан в народ. То есть каждая страна нуждается хотя бы в одной такой идее, которую разделяли бы все (или почти все) ее граждане. А в современной Украине этой идеи не было, нет и не будет. Набор украинской национальной бутафории ограничен: Мазепа, Петлюра, Бандера, Шевченко I, Шевченко II. Вокруг этих имен сегодня можно сплотить едва-едва несколько тысяч человек. Украина, чьи нынешние границы определили во время оно Иосиф Сталин и Никита Хрущев, исторически состоит из двух настороженно относящихся друг к другу частей — западной и восточной. В этой стране что Львову (Тернополю, Ивано-Франковску, Луцку, Ровно…) хорошо, то Крыму (Луганску, Донецку, Харькову, Николаеву…) — смерть».
Другая статья — «Смета революции» — увидела свет 3 декабря, как раз в день, когда было принято решение о проведении третьего тура выборов. «Откуда вся эта тьма мандариновой атрибутики?.. Не знаю, где изготовлены оранжевые палатки, ленточки, флажки и прочая мандариновая дребедень, но они точно изготовлены загодя — задолго до выборов… Откуда вкусная еда и теплая одежда для десятков тысяч революционеров?.. И ведь расходы на пропитание — далеко не единственные у штаба оппозиции. А работа со средствами массовой информации и дезинформации? А гонорары звездам эстрады за их концерты? Революции в этом мире стоят баснословных денег. Откуда они у оппозиции?» — задавался я риторическими вопросами.
Зубы нацистского драконаПравление Ющенко закончилось полным провалом. К концу своего срока он получил прозвище «Витя пять процентов» — именно столько украинцев поддерживали к тому времени его политику. В 2010 году в результате уверенного реванша президентом Украины стал Виктор Янукович, победивший во втором туре Юлию Тимошенко. Одним из последних указов уходившего в отставку Ющенко стало присвоение звания героев Украины Бандере и Шухевичу.
Свергать Януковича Америке пришлось уже гораздо более радикальными методами — на кровавом майдане 2013-2014 годов, который окончательно превратил Украину — не-Россию в анти-Россию. Дальше было возвращение Крыма в родную гавань, восстание Донбасса, так называемая «антитеррористическая операция», а по сути — война Киева с восставшими против националистов республиками Донбасса и, в конце концов, специальная военная операция России на Украине.
«После оранжевой революции стало очевидно, что Украина не даст нам жизни. Ни русским в своем составе, ни русским, живущим в соседнем государстве, — рассказал «Парламентской газете» председатель Государственного совета Крыма Владимир Константинов. — В 2004 году власть в стране захватили те, кто придумал себе врага — Россию. Десять лет спустя, в 2013-2014-м, подоспели всходы от посеянных в 2004-м «зубов дракона». Нацисты пошли на большую кровь, на масштабную гражданскую войну и государственный террор. Это отдельная, не до конца осознанная страница истории украинского кризиса. Люди, убитые в Мариуполе, одесская трагедия, тысячи людей, затравленных и замученных в застенках киевского режима. Но возмездие неминуемо. После освобождения территорий бывшей Украины мы соберем вещественные доказательства, свидетельские показания о всех злодеяниях нацистов. Наверное, некоторые из них сумеют избежать наказания, но все-таки справедливость восторжествует, и мы увидим новый Нюрнберг, который призовет к ответу виновников украинской катастрофы».
Комментарий«Если исходить из того, что превращение в анти-Россию является не просто геополитическим проектом, а насильственной сменой идентичности, отторжением части нашего культурно-цивилизационного пространства, с заменой в нем цивилизационного кода и искусственным конструированием новой идентичности, то мы можем говорить о попытке осуществления на Украине цивилизационной революции. Пока она остается незавершенной, и, надеюсь, мы не дадим ей завершиться, но по форме она вполне соответствует логике развертывания революционного процесса. Смотря с позиций сегодняшнего дня, чисто структурно можно увидеть в «оранжевой революции» 2004 года в ее отношении к «евромайдану» 2013-2014 годов некое подобие 1905 года по отношению к 1917-му. Ведь не случайно в нынешних деятелях украинского режима видят «необольшевиков», куда более вульгарно-примитивных, чем оригинал, но все равно копирующих те методы, которые применялись «красными» в борьбе со своими оппонентами. В 2004 году закладывались предпосылки уже не красного и не белого, а «жовто-блакытного террора». Правовые предпосылки, позволившие позднее осуществить «захват государства»; политические предпосылки, связанные с формированием так называемого «политического украинства»; моральные предпосылки, создававшие почву для разрыва с советским и вообще с русским культурно-историческим наследием».
Печать