Автор:
Евгений Биятов/РИА Новости
Реакция Соединенных Штатов Америки на принятие в России закона о развитии промышленного майнинга не заставила себя долго ждать. Чак Шумер, лидер Большинства в Сенате США от Демократической партии, на виртуальной конференции Crypto4Harris заявил: "Мы не можем позволить себе сидеть сложа руки из-за наличия риска того, что криптовалюта ускользнет за границу в другие страны".
Сенатор от Нью-Йорка объявил, что поставит себе цель принять прокриптовалютное законодательство к концу этого года, если Камала Харрис будет избрана президентом: "Я хочу объединить усилия членов Сената по обе стороны и создать импульс, чтобы мы могли принять разумное законодательство, которое поможет Соединённым Штатам сохранить статус самой инновационной страны в мире".
Выступить Шумера с громкими заявлениями, вероятно, вынудило еще и то, что коалиция из более чем 50 криптовалютных компаний публично обратилась к Джо Байдену и Камале Харрис с открытым письмом. Подписанты документа настаивают на необходимости разработки в кратчайшие сроки правил регулирования индустрии цифровых активов.
Из письма следует, что из-за отсутствия в США четкой законодательной базы страдают и разоряются компании, работающие в сфере криптобизнеса. За годы правления Байдена демократы так и не смогли принять ни один из пяти представленных в Конгресс законопроектов. Причём просьбы о необходимости урегулировать ситуацию поступали от топовых представителей блокчейн-сообщества регулярно.
Тем не менее, Америку, которая сегодня на первом месте в мире по добыче криптовалют, в вопросе законодательного регулирования обошла Россия. Закон о развитии майнинга вступил в силу 19 августа (отдельные нормы начнут действовать с 1 ноября).
На наших глазах разворачивается гонка в мире цифровой экономики. По прогнозам, к 2027 году в цифровой формат перейдет значительная часть трансграничных торговых операций, и финансовое благополучие стран будет зависеть от того, какую нишу они займут именно в цифровой экономике.
И пока США все больше погружаются в предвыборные баталии и регуляторные споры, Россия уверенно наращивает свои позиции в стратегически важной отрасли.
Америке сейчас не до криптовалютыСегодня весь мир движется в сторону развития цифровой экономики. И криповалюты в этом процессе играют не последнюю роль. По недавним прогнозам американской исследовательской компании Forrester Research мировая цифровая экономика вырастет в 2028 году до $16,5 трлн. Это на 40% больше, чем было в 2023-м. Среднегодовой рост составит 7%. Аналитики прогнозируют, что в шестерку ведущих цифровых экономик мира войдут США, Китай, Великобритания, Япония, Германия и Южная Корея.
Россию в прогноз Forrester не включили из-за санкций. Однако по оценкам Российской ассоциации электронных коммуникаций, в 2023 году наша цифровая экономика выросла на 40% по отношению к 2022 году и достигла объема 17,1 трлн рублей.
По прогнозу бывшего российского филиала аудиторской компании PwC, вклад цифрового бизнеса в российский ВВП к 2030 году составит не менее 6%. А после того, как президент Путин подписал закон о развитии майнинга, вероятно и больше. С сентября в России начнет действовать экспериментальный правовой режим для внешнеторговых расчетов в криптовалюте.
Интересный факт: законопроекты, регулирующие криптосферу США и России, были внесены на рассмотрение парламентов стран практически в одно и то же время - в 2022 году. Пики активности нормотворческой деятельности в 2024-м также совпадали. Однако Россия опередила Штаты.
В Америке же до сих пор - вакуум нормативного регулирования криптоиндустрии. Ни один из пяти законопроектов не принят. И вряд ли что-то изменится до выборов 5 ноября. При этом каждый из кандидатов стремится завоевать доверие американских майнеров.
Россия имеет все шансы стать лидером в мировом майнингеВалютно-финансовая система, которая сложилась в XX веке, не отвечает современным стандартам цифрового мира. Кроме этого, сейчас она используется как инструмент гибридной войны, когда страны - эмитенты мировых резервных валют используют их в политических целях (санкции). Именно поэтому президент России Владимир Путин назвал развитие международных расчетов в цифровых национальных валютах перспективным направлением.
Ведущие государства мира давно работают над созданием цифровых аналогов своих денежных единиц: цифрового доллара, цифрового юаня, цифрового рубля и цифрового реала.
Но гораздо более перспективным инструментом для внешнеторговых расчетов является криптовалюта. Ни одна из стран не является ее эмитентом, поэтому такие средства расчета менее подвержены санкциям и не подвержены инфляции.
На сегодняшний день в мире не существует определенной системы взаиморасчетов в криптовалюте, а также всемирных межбанковских каналов коммуникации для криптовалюты (по аналогии SWIFT). Есть только попытки создать ее, но отсутствует некий общий стандарт. Поэтому конкуренция в новой технологической гонке пойдет, в том числе, и за создание такого коридора.
На фоне борьбы демократов и республиканцев в США за голоса избирателей и донаты в фонды избирательной кампании, позиции России выглядят все более привлекательными. Недавно принятый закон о промышленном майнинге создает прочную правовую основу для развития отрасли.
Ключевым преимуществом России является наличие дешевой электроэнергии. Кроме того, в стране доступно около 10 ГВт свободной мощности электрогенерации, что позволяет увеличить объемы майнинга в три-четыре раза. В то же время, в США электроэнергия стоит в полтора раза дороже, что приводит к высоким эксплуатационным расходам и, как следствие, снижает рентабельность американских майнинговых компаний. Средняя себестоимость добычи одного биткоина в России составляет около 20-25 тысяч долларов, тогда как в США этот показатель достигает 43 тысяч долларов. Флуктуации курса криптовалюты также могут приводить к банкротствам местных майнинговых компаний.
Эксперты отмечают, что борьба за первое место в мировом майнинге по своему значению сопоставима с космической и ядерной гонками прошлого века. На кону стоит не просто лидерство в отдельной технологической области. Криптогонка между Россией и США - это более широкое геополитическое противостояние, которое может перестроить мировую финансовую архитектуру. Это соперничество определит не только экономические, но и политические реалии ближайшего будущего.
Печать