Российский Северный флот будет и впредь укрепляться за счёт новых надводных кораблей и подводных лодок новых поколений, заверил сегодня, 1 июня главком ВМФ России адмирал Николай Евменов в поздравлении по случаю 290-летия флота. Также будет укрепляться морская составляющая стратегических ядерных сил на российском Крайнем Севере, добавил он.
И потребность в таком наращивании российской военно-морской мощи в Арктике очевидна.
Страны НАТО проводят с 29 мая по 9 июня текущего года учения военно-воздушных сил с говорящим названием Arctic Challenge Exercise 2 («Арктический вызов»). Организаторы манёвров — Дания, Норвегия, Швеция, руководство учениями возложено на Финляндию. Задействованы около 150 самолетов и около 3 тыс. военных из 14 стран. Кроме того, к учениям должен присоединиться авианосец ВМС США USS Gerald R. Ford.
Сам факт учений удивления не вызывает: Арктика в последнее время становится ещё одним регионом острого соперничества России и НАТО. А в апреле 2022 года МИД России заявил, что активность НАТО в Арктике может привести к «риску непреднамеренных столкновений».
Льды тают, обстановка накаляетсяНынешние арктические учения НАТО имеют целый комплекс целей, полагает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. «В ходе учений отрабатываются как комплексные боевые задачи, связанные с нанесением ударов по России, так и поиск, уничтожение российских подводных лодок, — отмечает эксперт. — Не надо забывать, что база Северного флота — это, в том числе, и стратегические подводные ракетоносцы, и многоцелевые атомные подводные лодки».
«Очевидно, всё делается в комплексе, — рассуждает эксперт. — Решаются вопросы оперативной совместимости штабов, войск, качества управления, подготовки и слаживания, а также отработка тех или иных десантных операций».
Директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ) Георгий Остапкович полагает, что напряжённая ситуация вокруг Арктики имеет явный макроэкономической подтекст: Запад стремится контролировать перспективные арктические шельфы.
Однако любые проекты в Арктике — это достаточно долгосрочные и дорогостоящие мероприятия, отмечает эксперт. «Причем не только на стадии добычи углеводородов, когда требуется, в том числе, соответствующее оборудование», — развивает он свою мысль.
При этом, несмотря на ускорившееся таяние арктических льдов, речь по-прежнему идёт о труднодоступном и малоизученном регионе, указывает собеседник ИА Regnum. И нападение на Россию именно здесь — крайне непростая задача для стран НАТО, даже арктических.
Демонстрация силы или сила демонстрацииНо главное препятствие — это потенциал сегодняшнего Северного флота России, обращает внимание Коротченко. Он не просто внушительный. «Это наиболее боеспособный, технически подготовленный и оснащенный компонент российского военно-морского флота, тем более при учёте ядерной составляющей, включая тактическое ядерное оружие», — говорит эксперт.
Остапкович резюмирует, что проводимые в нынешних условиях в Арктике учения западных стран имеют, в первую очередь, демонстративную функцию, стремление оказать психологическое давление, показать способность глобального военного присутствия.
«Они пытаются, условно говоря, «забить» территорию, — рассуждает собеседник ИА Regnum. — «Пометить» её, словно собачки».
Геополитическое давление на Россию в целом постоянно усиливается, отмечает главный научный сотрудник института экономики РАН Олег Сухарев. По его мнению, на протяжении последних десятилетий происходит «глобальный эксцесс» — конфликт, который теперь перешёл в горячую фазу и сопровождается открытыми военными действиями на Украине.
Борьба за арктические ресурсы. Что защищаем?«Жизнь опровергла все научные доклады и измышления о том, что войны за ресурсы в двадцать первом веке станут неактуальными, что будет «конец истории» по Фрэнсису Фукуяме, что можно увеличивать в два раза производительность в мире, обеспечивая двукратную экономию ресурсов», — указывает Сухарев.
Наоборот, развёртывается большая борьба за распределение мировых ресурсов, считает эксперт.
«Что такое Арктика? — задаётся вопросом собеседник ИА Регнум. — Это ресурсы. И углеводороды, и рыбные ресурсы. Это и пространства, и перевозки. То есть Северный морской путь. И борьба здесь будет обостряться».
Арктический регион включает окраины Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, за исключением прибрежных островов Норвегии, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Общая площадь — около 27 млн кв. км. Протяженность арктического побережья всех прилегающих стран — 38,7 тыс. км, но максимальная граница в Арктике (22,6 тыс. км) — у России.
Достоверно известно, что Арктика богата запасами углеводородов, хотя конкретные оценки расходятся. Однако есть мнение, что на долю России приходится более 60% этих объёмов.
Протяжённость важнейшего арктического маршрута — Северного морского пути (СМП), пролегающего от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения, составляет 5,6 тыс. км. Это почти вдвое меньше других морских маршрутов, соединяющих Европу и Дальний Восток. Продолжительность навигации — 2–4 месяца, а использование ледоколов позволяет сделать её круглогодичной. Россия полностью контролирует СМП, хотя западные оппоненты не скрывают намерений оспаривать эту принадлежность в перспективе.
Объём перевозок по акватории СМП за прошлый год достиг более 34 млн тонн. По Севморпути перевозят нефть и нефтепродукты, газоконденсат, уголь, рудоконцентрат и многое другое. К 2024 году перевозки должны вырасти до 80 млн тонн, к 2030-му — до 150 млн.
Активно модернизируются существующие порты на всей протяжённости СМП, строятся новые. Так, глубоководный незамерзающий порт Индига с годовой мощностью 80 млн тонн груза должен заработать в 2025 году.
В 2022 году был сдан в эксплуатацию новый атомный ледокол проекта 2220 «Урал». Ещё одно судно проекта, «Якутия», спущено на воду и по завершении испытаний будет введено в эксплуатацию в следующем году.
В отдельных районах российской Арктики, обозначенной как Арктическая зона РФ (АЗРФ), введены особые режимы налогового и административного регулирования, создаётся масштабная транспортная и социальная инфраструктура.
А по итогам трёх кварталов 2022 года три арктических региона РФ — Ненецкий автономный округ (НАО), Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) и Чукотка — возглавили топ-35 регионов — лидеров социально-экономической устойчивости.
В настоящее время в Северном бассейне Россия вылавливает более 500 тыс. тонн биоресурсов, что превышает 10% общей добычи страны. При этом глобальное потепление и научные исследования территорий позволяют эти ресурсы изыскивать. За последние годы в регионе удалось открыть новые рыбные запасы в Чукотском и Карском морях. Найденные в Чукотском море уже введены в коммерческий оборот.
Печать